Итальянское Министерство наследия и культурной деятельности объявило о сенсационной перемене в судьбе римского амфитеатра Флавиев, известного всему миру как Колизей. Примерно через полтора тысячелетия после того, как была утрачена древняя арена Колизея, в амфитеатре появится новая — современная и высокотехнологичная: государство готово выделить на это €18,5 млн. О том, что это сулит одному из самых знаменитых античных памятников на свете, рассказывает Сергей Ходнев.
У теперешней инициативы на самом деле давняя предыстория. Еще с середины 2010-х продолжается постепенная плановая реставрация легендарного амфитеатра, построенного при императорах из династии Флавиев в конце I века от Р.Х. В 2014 году окрыленный предстоящим началом работ римский археолог Даниэле Манакорда выступил с радикальной идеей: что если не ограничиваться на сей раз обычными очисткой и консервацией, а воссоздать арену Колизея? Предложение, опубликованное на страницах популярного журнала о древностях Archeo, может статься, и не привлекло бы к себе особого внимания, но под конец того же 2014 года его внезапно поддержал министр культуры Дарио Франческини.
Минуло шесть лет — и с легкой руки того же министра идея начала приобретать реальные очертания.
А уже к концу наступающего года, по самым оптимистичным прогнозам, работы могут быть завершены по крайней мере вчерне. Скорость объяснимая: никакого капитального строительства не предполагается (да оно было бы и незаконно), надо создать мобильную и неинвазивную конструкцию, которую можно было бы в любой момент трансформировать под разные нужды или даже демонтировать вовсе.
Основная декларируемая цель проекта по большому счету глубоко прагматична — новый настил должен уберечь от превратностей погоды раскопанные помещения так называемого гипогея, сложную систему подземных «подсобок». В римские времена они были скрыты от глаз публики Колизея огромным овалом деревянной арены (83 м на 48 м), той, где на потеху римской черни умирали мириады профессиональных гладиаторов, зверей и приговоренных к смерти преступников, включая осужденных христиан.
Впрочем, амфитеатр Флавиев — не закрытая археологическая святыня, а один из самых посещаемых туристических объектов Европы: в благополучном 2019 году в нем побывали почти 8 млн человек. Почему именно внутренности Колизея, устрашающе плохо сохранившиеся, так манят толпы туристов — отдельный вопрос, но, видимо, власти решили наконец прислушаться к разочарованному ворчанию этих толп, недовольных тем, что им не показывают «ту самую» арену.
Это далеко не единственный из свежих «гран-прожектов», призванных изменить привычное существование археологических достопримечательностей Рима. Так, на средства Алишера Усманова ведутся работы на форуме Траяна, где будет частично воссоздана двухъярусная колоннада грандиозной базилики Ульпия. А компания Bvlgari еще в позапрошлом году пообещала профинансировать реставрацию археологического комплекса на площади Торре-Арджентина, хорошо известного ценителям римских котов: в результате доступ к развалинам, как и в случае Траянова форума, будет открыт всем желающим.
Однако это все инициативы частных благотворителей, которых за последние десять лет появлялось все больше. Хотелось бы сказать — «к счастью», потому что объем казенных средств, выделяемых на реставрацию и реконструкцию римских древностей, в эти же годы отнюдь не увеличивался. Но кто знает, продлится ли это счастье в нынешних условиях. И уж подавно трудно прогнозировать бюджетную судьбу переделки Колизея, объявленной нынче.
Есть и еще один нюанс.
Известно, что его веками использовали в качестве своего рода каменоломни, но начиная с XVII века римские папы, стараясь предотвратить полное разрушение памятника, настаивали: Колизей — христианская святыня, обагренная кровью мучеников; по сей день в Страстную пятницу там проводится богослужение «Крестного пути». Пока Ватикан никак реконструкторскую инициативу не прокомментировал — видимо, и этот вопрос тоже прояснится только в наступающем году.
Сергей Ходнев