Документальный фильм «Анатолий Крупнов. Он был» (2019, режиссёр - Дарья Иванкова) доступен для просмотра на сервисе «КиноПоиск HD».
24 марта 2020 года лидеру групп «Чёрный обелиск» и «Крупский сотоварищи» Анатолию Крупнову исполнилось бы 55 лет. Он не дожил и до тридцати двух, но не забыт: о нём вспоминают друзья и коллеги, его песни звучат, и вышедший в прокат в конце прошлого года документальный фильм Дарьи Иванковой стал заметным событием. Примечательно, что Дарье в момент смерти Крупнова было пять лет - то есть она знала музыканта только по архивам и легендам. Это стало большим плюсом в подготовке фильма: сохраняя объективный взгляд со стороны, режиссёр всё больше проникалась масштабом личности и таланта Крупского - и великолепно всё это передала в готовой картине.
Крупнов был публичной фигурой, и Дарья Иванкова явно не испытала недостатка в архивных видеоматериалах. Реплики из старых интервью Анатолия органично дополняют воспоминания его друзей, а также прекрасно иллюстрируют все их слова о таланте и харизме Крупского. Его энергия пробивает сквозь экран даже спустя четверть века. При этом фильм начинается вполне традиционно для рок-документалистики: о Крупнове говорят Гарик Сукачёв, Сергей Воронов и Юрий Шевчук, говорят ожидаемо тепло и комплиментарно, но в этом для давних поклонников Крупского нет ничего нового. А дальше Дарья Иванкова сходит с проторенных тропинок и демонстрирует свежий подход: в пустой старой квартире Крупнова в центре Москвы появляется его старший сын Владимир (о котором мы знали только то, что он есть) и начинает вслух читать стихи и дневниковые записи отца. Потом там же оказывается первая жена Крупского Мария, вспоминающая совсем неизвестные широкой публике факты из жизни молодого музыканта. Супруге, кстати, не слишком нравились хард-н-хэви-стилистика и образ жизни Крупнова.
Потом Крупский и сам попытался вырваться из кокона тяжёлой музыки, встречая непонимание металлической публики и сдержанное отношение коллег. Об этом в фильме рассказывают и вторая жена Алина Крупнова, и бывшие музыканты «Обелиска». В раннем пьяном интервью Крупнов объясняет название группы с несвойственным ему косноязычием: «Чёрный» - это что-то чёрное, а «обелиск» - это что-то такое прямое. Ну и музыка такая же». Попытки выскочить за рамки прямолинейной музыки были у Крупского, на мой взгляд, вполне удачными - просто ему не хватило времени. Посмертная слава в его случае откровенно буксовала - для настоящего продвижения «чужих песен и нескольких своих» нужен был живой Толик с его энергией и обаянием.
Сложная тема тяжёлых наркотиков в фильме раскрыта откровенно, но тактично. Друзья вспоминают, что внешне мощный, пышущий здоровьем Крупнов был очень добрым и ранимым - и как-то очень быстро сдался под натиском героина. Он пытался сделать из своей борьбы с наркотиками публичную акцию, но тот же Гарик Сукачёв говорит, что был подсознательно готов к горькому известию, которое пришло в феврале 1997 года с пятого этажа Центрального Дома актёра. Смерть, прощание, похороны, пронизывающая последняя песня «Когда меня не станет», записанная под одну бас-гитару, - в финале фильм возвращается в предсказуемое русло; впрочем, это тот случай, когда трагический сценарий продиктовала сама жизнь, и перемонтировать тут что-то было невозможно. А титры, естественно, идут под «Я остаюсь», и никакой режиссёр на свете не придумал бы саундтрека уместнее.
Алексей Мажаев