Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Анна Мария Страда. Секрет её жизни

«Она была толстой и к тому же дурна собой»...

Фамилию Страда я впервые услышала в любимом мною фильме «Рецепт её молодости» – певице Эмилии Марти, героине Людмилы Гурченко, восхищенно говорили: «Вы вторая Страда!», а она возмущалась в ответ: «Не говорите мне о Страде! Она была толстой и к тому же дурна собой…»

Казалось, это вымышленное имя, как и вся история.

Но читая о жизни композитора Георга Генделя (1785-1859), я вдруг нашла рассказ об этой самой Страде. И не просто рассказ, а цитаты из писем и газет.

2 июля 1729 года. «Господин Гендель, который как раз вернулся из Италии, заключил контракты … со следующими лицами… Синьора Страда, обладающая очень красивым сопрано, очень интересная личность…»

29 ноября 1729 года. «…Примадонной является Ла Страда, голос ее красив во всех регистрах без исключения, но она имеет очень плохую внешность и ужасно гримасничает».

И дальше написано, что из-за плохой внешности Страда вскоре получила прозвище, и ее все называли не иначе как «свиньей». Значит, в пьесе Карела Чапека «Средство Макропулоса», по которой поставлен фильм, главная героиня высказывается так категорично не без основания.

Еще одна цитата из письма – здесь не только о Страде, но и о ее предшественницах в театре:

11 декабря 1729 года. «…Страда очень нравится, и Гендель говорит, что она поет лучше тех двух, которые оставили нас, потому что одна из них никогда ему не нравилась, другую он хочет наконец забыть. Правда, что Страда обладает сопрано поразительной силы…»

Последнее упоминание о Страде – это объявление в газете «Лондон дейли пост» 21 июня 1738 года, в котором сообщается, что певица Страда уезжает из Лондона в Италию.


Портрет Анны Марии кисти Джона Верелста

Конечно, когда я прочитала эти записи, захотелось узнать больше о жизни певицы.

В русскоязычном интернете о ней не было ни строчки, ни упоминания.

Но на помощь мне пришла ученица, живущая в Италии – на итальянском языке нашлись не только ссылки на «Википедию» и другие справочники, есть даже книга, повествующая о ее жизни.

И все-таки первый вопрос, на который я не получила ответа, был самым простым: год рождения. В одном справочнике написано, что родилась Анна Мария Страда в 1703 году, но в скобках замечено, что дата взята из свидетельства о смерти. В другом справочнике сообщают, что в 1713 г. в театре Сан Бартоломео в Неаполе Анна Мария Страда занималась постановкой премьеры «Тираническая любовь или Зенобия» композитора  Франческо Фео.

Но есть и общие сведения – будущая знаменитость родилась в Бергамо, в семье певцов, отец ее – Джузеппе Мария Страда был знаменитым басом. Музыкальное образование она получила дома, а с 1720 года выступала в разных театрах на первых ролях. В 1724 году стала примой театра Сан Бартоломео. В 1725 году вышла замуж за импресарио Аурелио дель По, с которым прожила 48 лет – до его смерти в 1773 году.

Почти 10 лет, проведенные в Лондоне (1729 -1738), были очень насыщенными для Анны Марии – премьера шла за премьерой, Гендель писал музыку, опираясь на двухоктавный диапазон певицы, но при этом расширяя ее возможности сложными виртуозными партиями.

После отъезда из Лондона в 1738 году Страда вернулась в Италию, выступала в театрах Неаполя и Турина. Но в 1740 году объявила о своем уходе со сцены.

С 1741 года Анна Мария Страда с мужем жила в Бергамо. 

Было еще одно выступление, о котором упоминает «Википедия» – в январе 1768 года Страда спела на премьере оперы Джованни Паизиелло «Альцест в Эбуда» или «Олимпия» в Сан-Карло.

Умерла певица в 1775 году.

А память о ее виртуозности, об удивительных возможностях ее голоса, а вместе с этим легенды и сплетни о великой певице перешагнули через столетия, и нашли отражение в пьесе Карела Чапека, написанной в 1922 году. 


Карикатура Антона Марии Дзанетти-старшего

А ещё сохранилось два прижизненных изображения – ее портрет написал знаменитый голландский художник Джон Верелст (Гаага,1648–Лондон, 1734) , а карикатуру на певицу сделал известный итальянский гравёр и искусствовед Антон Мария Дзанетти-старший (Венеция, 1680–Венеция, 1767).

Алла Азарх

348


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95