Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Антон Палыч… ммм… понимаете ли, наш Чехов!..

Классик завораживает

Как говорил небезызвестный герой Евгения Евстигнеева, руководитель народного театра, в фильме «Берегись автомобиля»: «А не замахнуться ли нам, друзья мои, на Вильяма, понимаете ли… ммм… нашего Шекспира?»

Вспомнил, потому что посмотрел генеральный прогон спектакля по рассказам А. П. Чехова в сельском народном театре. И, должен сказать, пребываю под большим впечатлением. Даже слегка ошеломлен и малость обескуражен крушением неких стереотипов о народной самодеятельности. Чехов, как известно, писатель тонкий, даже ювелирный, так он препарирует человеческую природу.

Чехов – это микроскоп. Его современники-то не понимали, достаточно вспомнить провальную премьеру «Чайки». И если самодеятельные артисты в селе ставят Чехова – то честь и хвала публике, которая на это придет. Тем более в век высоких коммуникаций, когда Антон Палыч во всех интерпретациях в широком доступе, с народными и пренародными в главных ролях, от классики кино и советского театра до нынешних экспериментов и зарубежных постановок.

То есть у гурмана и ценителя выбор велик. Но, конечно, на своих артистов придут по-любому. Деревенская ментальность (читай, любопытство) будут в спину толкать к местному клубу. Где, кстати, такой же Матвей Морозов из тоже небезызвестного фильма изображал лектора в истории про сны и сновидения.

Режиссер Татьяна Кузнецова до этого ставила и Пушкина – «Домик в Коломне», и  Горького («Егор Булычев»), и кого она только не ставила. И в постановках, как правило, заняты не молодые и продвинутые, а народ зрелый и, наверняка, не обремененный университетским образованием.

Но, судя по увиденному, играют деревенские звезды не хуже мхатовских стариков. Кстати, для соучастия в деревенских спектаклях время от времени приезжают настоящие театральные артисты со званиями. Самара тут рядом, а там, значит, и база, и традиции. Нынешняя вещь состоит из четырех рассказов: «Предложение» (это где речь о воловьих лужках), «Медведь» (ну, довоенный водевиль с участием Михаила Жарова и Ольги Андровской мало кто не видел), «Юбилей» (тоже экранизирован в черно-белом еще исполнении) и «Рассказ госпожи N» (квинтэссенция сей истории заключена в горьком признании героини: «Боже мой, пропала жизнь!», а сама история о нереализованной любви, щемящая такая, программная для писателя Чехова, новелла).

И вот эти четыре акта драматического действа, облаченные в комедийную форму, разыгрывают на сельской сцене люди рабоче-крестьянского происхождения. И водитель Николай Иванович вполне убедителен в роли помещика Степана Степановича Чубукова, продавщица Наташа – в роли его дочери Натальи Степановны, барышни прижимистой и скандальной (да это б ладно, тут играть не надо, но она еще и платье той эпохи носить умеет, будто каждый день в нем ходит), а клубный работник Лёва – в роли  Ивана Васильевича Ломова, мнительного помещика и одновременно жениха Натальи Степановны. 

Именно к последнему персонажу относится сакраментальная фраза, пущенная с московских афиш Иосифом Райхельгаузом, худруком «Школы современной пьесы»: «А чой-то ты во фраке?» И именно по этому чеховскому «Предложению» шел в свое время спектакль в театре на Таганке (да вроде идет доныне, но в иной подаче) «Мы попали в запандю» с живым озером на сцене, оставшимся от постановки кинорежиссером Сергеем Соловьевым пьесы «Чайка» (и на том, и на другом автор этих строк побывал).

Да, народ у нас чертовски талантлив. Могу сравнить с театром в своем родном Бугуруслане – там профессиональные актеры, хотя и провинциальные, но эти сельские в Кинель-Черкассах их переплюнули враз. Снимаю прямо цилиндр, то есть кепку! И уж сразу еще об одном: после пятилетнего перерыва возобновился местный КВН. Сразу же после прогона, о коем речь, намечена репетиция завтрашнего финала. «Кавээнщики» ту со стажем. Правда, они  в основном уже сидят в жюри, а играет молодая поросль и, стало быть, дебютанты.

Вот Александр Васильич Масляков пустил жизнестойкую бациллу юмора в массы. Мало того, что наковал кадров на все отечественное ТВ с его бесчисленными юмористическими шоу, но и провинции не дает закиснуть.

Теперь КВН – такая же обыденность во многих местах, как в старину танцы под патефон и пение частушек под гармонь. Ну, то есть, неотъемлемо и практически генетически. А приезжавший сюда «Доктор Шлягер» (детище композитора В. Добрынина), как и приезжавшая в Бугуруслан года три назад Полина Гагарина – еще до Евровидения, выписанная нашенскими нефтяниками на свой праздник и «подаренная» (бесплатно) на летней площадке землякам, увы, народ шибко разочаровали.

Первые в этом списке – безвестным составом исполнителей и отсутствием каких-либо атрибутов концерта, кроме себя поющих, вторая – откровенным пением под «фанеру». Ну, поп-исполнители полагают, что в деревне народ простой, Чехова не читает, а из музыки любит только «Валенки». То есть это народ из анекдота. И вот приходится народу самому себя окормлять высоким искусством. Люди тянутся к культуре, правда, в быту ее катастрофически не хватает. Но и в столице мне попадались жилища высокоинтеллигентных людей, куда, как говорится, задом не зайдешь. Ибо быт от этих людей далек, и они преимущественно витают в мире муз и формул. Ну так что ж, у каждого свои недостатки: у простолюдинов – одни, у аристократов – другие. Но это не значит, что если Чехов – то непременно Райхельгауз.

Может быть и Татьяна Кузнецова. И, кстати, спор из-за воловьих лужков никогда не кончится.

974


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95