Скоро, 21 декабря, решится, пришёл конец света или пока нет. Его ждут со времён Древнего Рима, авось и нас пронесёт…
В панике предвестия-ожидания разные варианты (словно на выбор) гибели нашей цивилизации демонстрирует ТВ; загибая пальцы, напоминают человечеству о его бесконечных грехах – перед самим собой – «жёлтые» печатные СМИ; прокуратура будет привлекать к ответственности за провокацию панических настроений в народе; министр МЧС России В.А Пучков заверил, что беспокоиться не о чем, и дал телефон для справок...
На другом уровне, эстетически-интеллектуальном, Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева представляет уникальную, мирового значения выставку из частных собраний «Пророчества Апокалипсиса в гравюрах Дюрера и западноевропейских мастеров XV–XVII вв.». И мы уже видим «как», но по-прежнему не знаем «когда»… В Аптекарском переулке, в полуподвальном гулком помещении, в полумраке старого толстостенного здания представлен подлинный, прижизненно изданный легендарный цикл «Апокалипсис в образах» (Apocalypsis cum figures). В 1498 году он поставил 26?летнего малоизвестного художника из Нюрнберга Альбрехта Дюрера на одну ступень с величайшими творцами эпохи Возрождения – это первый немецкий художник, перешедший из Средневековья в Ренессанс. Об «Апокалипсисе» Дюрера отозвался Эразм Роттердамский: «Он изображает даже то, что невозможно изобразить, – всю душу человека. И оскорбил бы произведение, если б пожелал внести в него краски».
Как борцы на ринге, чёрное и белое, добро и зло сжимают друг друга в объятиях, и по вертикали смешение противоположностей способно как ввергнуть человека в чёрную дыру, так и вознести к свету. Построенный на принципе оппозиции, конфликта и борьбы, готический мир с его религиозной назидательностью в этих 15 экспрессионистических гравюрах впервые сформулирован через художнический индивидуализм – собственную позицию автора с осознанием духовной и просветительской миссии.
Экспозиция даёт возможность наглядного сравнения труда Дюрера над «Книгой Откровения» св. Иоанна Богослова с произведениями его коллег. Всемирная катастрофа разворачивается на наших глазах, и это сильнейшее выражение отчаяния в мировом искусстве. Но здесь рождается очередное объединение: коллективной рефлексии и частных переживаний каждого, кто пытается осознать выражение Апокалипсиса, каким бы оно ни было – вербальным, визуальным, виртуальным. А осознаём ли мы созидающее время битвы за человека, которое то деформирует перспективу, то придаёт ей неограниченность? Иной раз может показаться, что время-то наше губящее. И 500 лет назад у современников Дюрера было это чувство. Апокалипсис – понятие вневременное. Это гибель бездуховного пространства. Время – всегда абстракция. Конкретны ли мы?..
Арина АБРОСИМОВА