Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Апокалипсис: быть или не быть?

Скоро, 21 декабря, решится, пришёл конец света или пока нет.

Скоро, 21 декабря, решится, пришёл конец света или пока нет. Его ждут со времён Древнего Рима, авось и нас пронесёт…

В панике предвестия-ожидания разные варианты (словно на выбор) гибели нашей цивилизации демонстрирует ТВ; загибая пальцы, напоминают человечеству о его бесконечных грехах – перед самим собой – «жёлтые» печатные СМИ; прокуратура будет привлекать к ответственности за провокацию панических настроений в народе; министр МЧС России В.А Пучков заверил, что беспокоиться не о чем, и дал телефон для справок...

На другом уровне, эстетически-интеллектуальном, Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева представляет уникальную, мирового значения выставку из частных собраний «Пророчества Апокалипсиса в гравюрах Дюрера и западноевропейских мастеров XV–XVII вв.». И мы уже видим «как», но по-прежнему не знаем «когда»… В Аптекарском переулке, в полуподвальном гулком помещении, в полумраке старого толстостенного здания представлен подлинный, прижизненно изданный легендарный цикл «Апокалипсис в образах» (Apocalypsis cum figures). В 1498 году он поставил 26?летнего малоизвестного художника из Нюрнберга Альбрехта Дюрера на одну ступень с величайшими творцами эпохи Возрождения – это первый немецкий художник, перешедший из Средневековья в Ренессанс. Об «Апокалипсисе» Дюрера отозвался Эразм Роттердамский: «Он изображает даже то, что невозможно изобразить, – всю душу человека. И оскорбил бы произведение, если б пожелал внести в него краски».

Как борцы на ринге, чёрное и белое, добро и зло сжимают друг друга в объятиях, и по вертикали смешение противоположностей способно как ввергнуть человека в чёрную дыру, так и вознести к свету. Построенный на принципе оппозиции, конфликта и борьбы, готический мир с его религиозной назидательностью в этих 15 экспрессионистических гравюрах впервые сформулирован через художнический индивидуализм – собственную позицию автора с осознанием духовной и просветительской миссии.

Экспозиция даёт возможность наглядного сравнения труда Дюрера над «Книгой Откровения» св. Иоанна Богослова с произведениями его коллег. Всемирная катастрофа разворачивается на наших глазах, и это сильнейшее выражение отчаяния в мировом искусстве. Но здесь рождается очередное объединение: коллективной рефлексии и частных переживаний каждого, кто пытается осознать выражение Апокалипсиса, каким бы оно ни было – вербальным, визуальным, виртуальным. А осознаём ли мы созидающее время битвы за человека, которое то деформирует перспективу, то придаёт ей неограниченность? Иной раз может показаться, что время-то наше губящее. И 500 лет назад у современников Дюрера было это чувство. Апокалипсис – понятие вневременное. Это гибель бездуховного пространства. Время – всегда абстракция. Конкретны ли мы?..

Арина АБРОСИМОВА

610


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95