После долгого перерыва ATL наконец выпускает свой новый альбом «Кривой эфир». И не то, чтобы артист выжидал и упорно работал над каждой секундой хронометража релиза. Все два года казалось, что у ATL постоянно что-то не получалось, и он все время пытался это что-то перебороть: то конфликт с битмейкером, переросший в слив материала, то плохая организация московского концерта. Тем временем общественное мнение о рэпере улучшалось без его непосредственного участия. Во многом благодаря рубрике Юрия Дудя «Топ лучших рэперов в России» росла если не популярность, то уважение публики к ATL. Так, в условиях, когда ожидания завышены, но все валится из рук, родился «Кривой эфир».
В пластинку вошло 15 неоднородных треков. Первые шесть - несвойственные исполнителю неорганичные эксперименты. Эти песни объединяет чрезмерная агрессия, неожиданно-грязный звук и репрезентативные идеи текстов. «Мэджик пипл» удивил карикатурно-рейвовой структурной дропа и «частушечной» подачей, никак не вяжущейся с тембром Сергея Круппова. «Кто ты есть» - странный грайм с наставлениями молодым поколениям на грани с дедовщиной. В «Манекене» проскакивают нотки «Кровостока», а «Черный снег» - хард-басс с усложненной структурой, ломающей хитовость. Эта группа треков испугала вашего рецензента не на шутку, ведь ATL раньше не были свойственны «рэп про рэп» и неймдропинг. Вдобавок улетучилась атмосфера шаманизма. По сути, первая треть «Кривого эфира» - не альбом ATL, а конспект на тему электронной музыки и русского рэпа.
Начиная со «Звездного лорда», релиз потихоньку стал возвращаться в привычное русло. В игру вернулись странные тексты, монотонный гипнотический флоу и мрачные хип-хоп-аранжировки. Однако все эти треки - болезненно-проходные. В них мало динамики и совсем нет цепляющих элементов.
Так, в классической части альбома главным хитом стал «Душегуб». Эта песня - самый банальный дип-хаус. В ней просто нет ничего. Поверх клубного баса и прямой бочки идет изъезженная вокально-ритмическая линия, которую можно найти хоть у Элджея на заре, хоть у любого кальян-рэпера. Весь прогресс в треке обеспечивают: тарелка, бьющая по третьим долям, эффект «под водой» и пробежки по бочке. В профессиональной среде такие аранжировочные приемы называют «набором ленивого битмейкера».
Весь «Кривой эфир» можно сравнить с предсмертным барахтаньем в болоте. ATL пытается что-то сделать, чтобы оправдать свой статус хипстерского идола, но получается то подражание самому себе времен «Марабу» и «Лимба», то тщательно замаскированный ширпотреб. Для вашего рецензента новый альбом стал лишь поводом вспомнить о такой харизматичной фигуре и переслушать старые хиты исполнителя. Впрочем, пока что личные чарты ATL в стриминговых сервисах подтверждают эту позицию.
Данила Головкин