В прокат выходит фильм «Русский бес», за который Григорий Константинопольский получил на «Кинотавре» приз за лучшую режиссуру. Автор называет картину «перевертышем «Американского психопата». Здесь тарантиновские разборки легко сочетаются с метаниями в духе Достоевского, а размытие грани между реальностью и больной фантазией — со злоключениями гоголевских персонажей.
У главного героя Святослава (Иван Макаревич) едет крыша. Он влюбился в Асю (Любовь Аксенова), воцерковленную дочку влиятельного банкира (Виталий Кищенко), и взял у него в долг денег, чтобы открыть ресторан и доказать собственную состоятельность. Но все как будто сговорились мешать ему, а Ася, вместо того чтобы как-то помочь справиться со стрессом, блюдет нравственность и не допускает жениха к своему телу до свадьбы. Святослав понимает, что единственный способ быть достойным такой невесты — стать оплотом добра и образцом для мира, погрязшего в пороке...
Константинопольский с 2011 года искал деньги на этот фильм. Продюсеры один за другим читали его сценарий, крутили пальцем у виска и обещали скинуться, если удастся все-таки запуститься с проектом. Никто, кажется, не верил, что автор «Восьми с половиной долларов» и «Кошечки» сможет снять нечто современное и хотя бы не убыточное. Даже успех сериала «Пьяная фирма», пародии на «Во все тяжкие», не убедил скептиков. Константинопольский уже начал подумывать снять картину на мобильный телефон.
В итоге микроскопический бюджет всё же собрать удалось, но пришлось пойти на некоторые жертвы. Например, всю ленту снимали без осветительных приборов, потому что средств на них не было. Вместо западного рока в саундтреке пришлось использовать шлягеры отечественной эстрады — и всё равно это была самая серьезная статья расходов. Артисты работали бесплатно, притом что в фильме звезда на звезде: Ксения Раппопорт, Юлия Ауг, Виктория Исакова, Тимофей Трибунцев, Александр Стриженов, Михаил Ефремов, Алексей Агранович, Мария Шалаева, Алиса Хазанова... Константинопольский сам возникает в кадре как один из персонажей и произносит программные слова о скелетах в шкафу.
На съемки одной сцены денег не было совсем, и Константинопольский объявил краудфандинг: контрибуторы получили возможность появиться в эпизоде и с удовольствием ею воспользовались. В итоге «Русский бес» был снят за 16 дней, что для сложнопостановочной картины практически рекорд. Видя конечный результат, трудно поверить, что у этой яркой, хулиганской и при этом философской работы было так много трудностей.
В итоге получилась попытка рефлексии художника, который в каждом своем фильме пытался проанализировать современность с позиций сразу и поп-культуры, и высокого искусства, находя очень точные образы. Всеядность Константинопольского сопоставима с его талантом превращать свои впечатления в элементы киноязыка. Не случайно же и отвязные «Восемь с половиной долларов», и минималистичная «Кошечка» сегодня не забылись, хотя вряд ли их кто-то специально пересматривает. Новое время требует других, более злых и жестких сюжетов, рассказанных актуальным способом. «Русский бес» в этом смысле работает практически идеально. Приз «Кинотавра» — тому свидетельство.
Крыша едет у Святослава — но среди тотального безумия вокруг она и не может не поехать у любого на его месте, утверждает фильм. Любая попытка быть последовательным и жить не по лжи ведет к трагедии, и как справиться с этим, не измаравшись по полной, совершенно непонятно...
Сергей Сычев