На российских экранах — военная драма Алексея Козлова «Спасти Ленинград», которая вышла в широкий прокат в день 75-летнего юбилея снятия блокады. Сюжет основан на трагических событиях, произошедших на Ладожском озере в сентябре 1941 года, которые напрямую связаны с открытием Дороги жизни. В главных ролях заняты в основном молодые дарования, но у фильма звездный второй план — Борис Щербаков, Инга Оболдина, Алексей Шевченко, Анастасия Мельникова и Виталий Кищенко.
Еще до войны один ленинградский профессор (Валерий Дегтярь) прошел через жернова репрессий и угодил в тюрьму. Когда пришли немцы, ему дали в руки ружье и отправили на фронт. С женой (Анастасия Мельникова), которая осталась в осажденном городе, он увидеться не успел. Дочь (Мария Мельникова — и в жизни дочь Анастасии) вместе с другими гражданскими попала на баржу 752, которая должна по Ладоге вывезти людей на Большую землю. Судно следует без прикрытия, на безбрежной глади озера, это идеальная мишень для вражеских самолетов. Но едва ли не самое страшное испытание приготовила сама природа. Ночью баржу ждет столкновение с девятибалльным штормом.
Выбранный прием — рассказ через призму истории семьи, которую разлучила война, — позволил авторам создать объемную картину начала блокады. Перед нами проходят едва ли не все слои населения: руководство города, солдаты, которые воевали на подступах, обычные горожане. Есть даже немцы, которые по ту строну фронта строят планы о захвате Ленинграда, жертвой которых может стать каждый из героев. Однако в центре сюжета именно судьба Баржи 752. Поначалу кино даже так и планировалось назвать. Это не только главный экшн-аттракцион, который должен заманить в кинотеатры широкую публику, но и смысловой центр фильма.
Трагедию с этим судном давно уже окрестили ладожским «Титаником». И как бы ни пытался Алексей Козлов — режиссер, сценарист, продюсер и автор идеи фильма — откреститься от сравнений с голливудским хитом Джеймса Кэмерона, хотя бы осторожные параллели здесь неизбежны. Сходится даже форма — история в истории. О самих событиях рассказывает одна из выживших, к которой уже в наши дни приходит в гости съемочная группа. Можно также без особого преувеличения сказать, что в каждом из фильмов корабль не столько декорация, сколько наглядный образ страны, общества.
Кто пассажиры на этом судне? Юные влюбленные — Настя (Мария Мельникова) и Костя (Андрей Миронов-Удалов, внук Андрея Миронова), которым вряд ли суждено быть вместе. Она — дочь врага народа, он — дезертир. Около них так и вьется мнительный особист (Гела Месхи), везущий секретные документы, которые позднее сломают чьи-то судьбы. Рядом коротают время интеллигентный пианист и рабочий, школьники с учителем и просто обыватели. Каждый из них влечет за собой груз прошлого, но грозная стихия — убийственная волна или неумолимый враг — всё перечеркнет. В этой точке чья-то жизнь трагически оборвется, чья-то начнется заново. Так и вся страна, пройдя через войну, фактически снова родилась.
«Спасти Ленинград» нужно смотреть на большом экране. Спецэффекты и масштаб в фильме — от блокбастера. Но всё остальное — от ритма до системы персонажей — все-таки от телеромана. Типажи узнаваемы, но личности едва очерчены, сюжетные линии предсказуемы, всё важное здесь проговаривается прямым текстом. Это фильм-памятник, который напоминает о страшных и великих событиях, но едва ли приближает нас к ним.
Николай Корнацкий