По мере того как мобильные трубки все глубже интегрируют нас в мировую сеть, многие мобильные сервисы начинают уходить в «сетевое облако», а значит, терять в цене либо и вовсе становиться бесплатными. Кто заплатит за новую «халяву»?
Все последние годы начинающие звезды порноиндустрии суетятся и нервничают. И не удивительно: ведь привычная им логика заработка уже не состоятельна. Фанаты даже самой горячей «клубнички» всегда могут найти в сети что-нибудь по вкусу, и совершенно бесплатно. А где даже самые необычные развлечения достаются «на халяву», там надеяться на высокие гонорары смысла нет. Поэтому юные звезды «запретной» индустрии оперативно перестраиваются: свои откровенные фото и видео они раздают интернет-пользователям бесплатно, предлагая оплатить лишь самые «особые» записи и снимки либо пытаясь сформировать из своего имени настоящий «клубничный» бренд.
Если добиться в последнем успеха, можно привлекать на свой сайт дорогую рекламу, смело открывать свою сеть бутиков или секс-шопов, продавать свое имя производителям сексуальных игрушек и тому подобное.
И, что важно, продолжать показывать фанатам «клубничку» бесплатно.
Между тем бесплатность, почти как эпидемия, наступает на мировую сеть буквально по всем фронтам: музыка, клипы и кино, игры, блоги, фотохостинги, редакторы фото и документов и еще в сотне различных категорий. По мере того, как мобильная связь и мобильный интернет все глубже проникают в мировую сеть — в первую очередь благодаря навороченным смартфонам с большими экранами и удобным управлением, все больше мобильных сервисов теряют в цене и тоже становятся бесплатными. И хотя примеров таких пока немного, это лишь начало грядущего «ценопада».
Не все, однако, так просто с этой бесплатностью. И правда, не будем наивными: большинство этих сервисов не такие уж и бесплатные, скорее уж квазибесплатные.
Ловкие дельцы из Силиконовой долины, родины многих ведущих высокотехнологичных и интернет-компаний, придумали специальный термин для такого рода сервисов и услуг — «фримиумные»: от двух английских слов free и premium, то есть бесплатный и премиальный одновременно. Идея типичного «фримиумного» сервиса заключается в том, чтобы частично или полностью предоставлять сервис бесплатно, зарабатывая на некоторых его платных расширениях либо находя другую сторону, которая по той или иной причине готова оплатить содержание этого сервиса.
Именно по такому принципу устроен крайне успешный с точки зрения бизнеса сервис интернет-знакомств «Мамба». Да, завести анкету и знакомиться друг с другом можно совершенно бесплатно, но если вы желаете искать свою «половинку» по специальным категориям или приподнять свою анкету в рейтинге, чтобы показать ее миллионам посетителей первой страницы, вас попросят эти услуги оплатить. Аналогично работает и мобильная версия «Мамбы» — знакомиться теперь можно прямо с телефона.
Главное в «фримиумном» сервисе — набрать побольше пользователей и предложить им такие платные расширения, которые превращают его в подлинное «вау».
Точно так же последнее время развиваются многочисленные компьютерные и особенно онлайновые игры. Основной функционал игры доступен любому пользователю совершенно бесплатно, однако же достичь подлинных высот в прохождении игры либо увидеть все потайные зоны игры у «халявщика» не получится. Если же тщеславие геймера не позволяет ему оставаться где-то в нижней части рейтинга лучших игроков, без расходов тем более не обойтись. Лучшие доспехи и оружие, мощные боеприпасы, примочки для транспорта — все это потребует серьезных инвестиций при видимой бесплатности игры.
Российская компания «Аструм онлайн», создавшая к настоящему дню уже 12 популярных онлайновых игр (каждая из которых для пользователей бесплатна), набрала в сумме во всех своих проектах уже свыше 30 млн зарегистрированных пользователей, некоторые из которых регулярно тратят на дополнительные примочки свыше $100 в год. Сумасшествие? Да нет, просто так уж парадоксально устроен бизнес современного разработчика: бесплатная услуга должна быть такой, чтобы за нее хотелось дополнительно заплатить.
Игры — это сегодня первое и едва ли не основное направление мобильных сервисов, где торжествует «фримиумный» подход. Так, игра «Танчики» — мобильный клон популярной приставочной игры — распространяется российским издателем совершенно бесплатно, более того — игру можно пройти целиком без каких-либо затрат, однако же настоящее «вау» можно ощутить, лишь «усилив» свой танк парой-тройкой премиальных эсэмэсок. По схожему принципу устроена и гоночная игрушка High speed — в какой-то момент без «усиления» своего гоночного автомобиля пройти очередную трассу становится все сложнее.
Аналитики из авторитетной исследовательской компании Juniper Research подсчитали, что мобильные сервисы, основанные на подобной логике, то есть «фримиумные», принесут своим создателям в 2014 году около $14 млрд.
Неплохо для «бесплатных» мобильных услуг, согласитесь.
Как показывают расчеты предпринимателей, «бесплатный» сервис может стать экономически состоятельным, если от 5% до 10% его пользователей станут платить за премиальную его часть. Но возможно и меньше. Например, популярный сервис Evernote, который позволяет хранить в сети свои заметки, фотографии, аудиозаписи и иметь к ним доступ с любого компьютера или телефона, набрал уже 2 млн постоянных пользователей, из которых около 30 тыс. оплачивают расширенные возможности Evernote. Месячная плата составляет $5. Казалось бы, сервис должен быть в глубоком минусе при таком соотношении «платников» и «халявщиков». Однако же дела не так плохи. Себестоимость месячного обслуживания одного «бесплатника» — всего 9 центов, так что 30 тыс. «платников» уже сегодня содержат свыше 1,5 млн «халявщиков». Еще немного — и компания выйдет в ноль.
В мобильной индустрии самый тревожный звоночек для традиционных сотовых операторов — это мобильный Skype, который, как и его прародитель, десктопный Skype, также основан на «фримиумной» модели. Сейчас, когда мобильные сети получают достаточные скорости для передачи трафика Skype, пользователи охотно ставят программу на свои трубки. Мобильный Skype поддерживают уже десятки различных моделей. Если у пользователя будет выбор, как позвонить на другой мобильник — через сотовую сеть напрямую или через Skype, — пользователь выберет более дешевый вариант.
А значит, есть опасность, что Skype, словно настоящий каннибал, «отъест» часть доходов операторов.
Но что еще опаснее: если у обоих абонентов на телефоне стоит Skype, то звонок и вовсе будет бесплатным. И ведь не только Skype, но и его аналоги, которые интегрируют в себя сразу несколько мессенджеров, такие как Fring или Nimbuzz, также стремительно набирают популярность.
Каждый новый фримиумный мобильный сервис может с легкостью «убить» десяток процветающих компаний. Например, раньше операторы за определение местоположения абонента брали с него деньги — например, за каждую эсэмэску с информацией о его положении. С появлением GPS-навигации подобные сервисы становятся несостоятельными. А недавно Google объявил, что будет делать свою систему мобильной навигации на основе карт Google Maps — и мгновенно котировки акций компаний, которые делают карты и системы навигации по цене от $50, рухнули вниз.
Именно в направлении «фримиума» размышляют все новички мобильного рынка.
Так, российские разработчики приложений для магазина Ovi финской Nokia, выступая недавно на презентации, не скрывали, что свои сервисы они будут делать квазибесплатными. Например, сайт rusavtobus.ru сделал свое приложение для телефонов Nokia, которое будет бесплатно показывать, как добраться на общественном транспорте до любой точки в десятке крупных российских городов. Денег, скорее всего, попросят только за вызов такси одним кликом. «Яндекс.Карты» бесплатно показывает пробки и направления объезда, то же самое делает мобильное приложение Doroga.tv.
Недавно американская Apple разрешила разработчикам использовать свою систему оплаты для внутренних платежей в приложениях, которые можно скачать в ее магазине App Store. Правда, пока что только для платных. Но и это большой прорыв: разработчики теперь могут снижать цены на свои приложения, ведь заработать они могут и на «расширениях».
Например, в онлайновой игре можно купить новую броню или мощный двигатель всего за пару кликов, причем прямо внутри самой игры — деньги будут сниматься с карты, которая зарегистрирована в системе App Store.
Следующий — и довольно очевидный шаг — разрешить платежи в бесплатных приложениях. Тогда, и очень скоро, найдутся компании, которые придумают, как монетизировать свои сервисы только за счет «расширений», а базовые функции будут раздавать за просто так.
Готовы ли к этому сотовые операторы, которые до сих пор мыслят в категориях «тарифы-тарифы-тарифы»? Едва ли. Должно быть, их руководителям просто некогда достать свои дорогие мобильные трубки и посмотреть, что делают сегодня передовые разработчики.
Сергей Скрипников
газета.ru