О подвиге подольских курсантов в советские годы было написано немало статей и книг, но вот в кино эта история отражения почти не получила.
О курсантах рассказывается в фильме Юрия Озерова «Битва за Москву», но в этом масштабном полотне это лишь один из эпизодов.
В постсоветское время нечто напоминающее историю подольских курсантов мелькнуло в «Предстоянии» Никиты Михалкова. Но этот фильм, по совести говоря, вообще хотелось бы забыть как страшный сон.
Инициаторами создания картины «Подольские курсанты» стали Игорь Угольников и Вячеслав Фетисов.
Для Игоря Станиславовича Угольникова эта история была еще и личной. Его дед строил Ильинский рубеж обороны и погиб поблизости от него. По словам гендиректора студии «Военфильм», он лишь совсем недавно узнал, что его дед был расстрелян немцами, и нашел могилу, где он похоронен.
30 сентября 1941 года немецкое командование начало операцию под кодовым названием «Тайфун». Гитлеровцы рассчитывали окончательно разгромить советские силы на московском направлении и выступить в советскую столицу, поставив точку в блицкриге.
Танковая группа Гудериана замкнула окружение советских войск под Вязьмой, одновременно выйдя на шоссе к Москве, проходящее через Юхнов, Ильинское и Малоярославец.
На столицу шел 57-й немецкий моторизованный корпус в составе 200 танков и 20 000 солдат и офицеров.
Новость о том, что 5 октября немцы взяли Юхнов, стала для советского командования шоком. Дорога на Москву на этом направлении оказалась практически открыта, а на переброску резервов требовалось время.
Единственной силой, которая могла быть оперативно выставлена навстречу гитлеровцам, были курсанты Подольского стрелково-пулементного и Подольского артиллерийского училищ.
Набор 1941 года состоял из студентов гражданских вузов, а также мальчишек, чей школьный выпускной состоялся в тот самый день, когда началась война.
Начальник Подольского артиллерийского училища Иван Стрельбицкий вспоминал: «Было среди них немало таких, кто еще ни разу не брился, не работал, никуда не ездил без папы и мамы».
Занятия с курсантами-новобранцами начались в сентябре. А вечером 5 октября в училищах прозвучал сигнал «Боевая тревога!»
И сам Стрельбицкий, и те, кто отдавали ему приказ, отлично понимали, что бросают в бой тех, кто через три месяца должен был стать становым хребтом действующей армии, младшим командным звеном.
Но иного выхода в той ситуации просто не было.
Ильинский оборонительный рубеж должен был быть закончен лишь к концу ноября. Курсантам приходилось занимать не до конца оборудованные позиции, используя против вооруженного до зубов врага учебные пушки, включая орудия времен русско-турецкой войны 1877-1878 годов.
Свою задачу курсанты выполнили полностью. Они остановили продвижение гитлеровцев к Москве, позволили подтянуть резервы и нанесли нацистам тяжелый урон. В тыл курсанты отошли только после получения соответствующего приказа.
Из 3500 курсантов двух училищ 2500 навсегда остались на Ильинском рубеже.
Угольников и режиссер картины Владимир Шмелев постарались воссоздать картину боев октября 1941 года максимально точно. Это касается и подробностей событий, и задействованной техники, и самих актеров. Молодых ребят, которым предстояло сыграть курсантов, отправили на специальную подготовку, во время которой они жили в казарме, носили форму, соблюдали армейскую дисциплину.
«Здесь нельзя было кривить душой», — заметил Игорь Угольников. По его словам, исторические консультанты постоянно перемещались по съемочной площадке, проверяя достоверность тех или иных сцен.
Многие герои фильма носят имена реальных участников тех боев. Сергей Безруков, например, Ивана Старчака, командира разведывательно-диверсионного отряда, который в октябре 1941 года действовал вместе с подольскими курсантами.
Евгений Дятлов играет Ивана Стрельбицкого, начальника Подольского артиллерийского училища. Роману Мадянову досталась роль генерал-майора Василия Смирнова, начальника Подольского стрелково-пулеметного училища, осуществлявшего общее руководство обороной Ильинского рубежа.
Мадянов успел отметиться и в роли подлого майора НКВД в «Штрафбате», и в роли пьяного генерал-майора в михалковской «Цитадели», так что в первый момент его появление в «Подольских курсантах» пугает.
Но, как оказалось, таланта Мадянов не утратил и сыграл советского генерала, который не истерит, не пьет, не бросает людей в бессмысленные атаки, а четко и по делу руководит военной операцией. И если дает в морду, то, во-первых, один раз за фильм, во-вторых, фашисту, а в-третьих, за дело.
Стоит похвалить и Сергея Безрукова. В первый раз за очень долгое время можно сказать без всяких оговорок — очень хорошая работа, лишенная следов прошлых. Ни Саши Белого, ни Иешуа Га-Ноцри, ни генерала Каппеля в образе Старчака нет и в помине, как нет и неправдоподобия лейтенанта Бурова из картины «В июне 41-го».
Вообще в «Подольских курсантах» нет ни одной актерской работы, которая бы выпадала и выглядела слабо.
Фильм получился чрезвычайно тяжелым с эмоциональной точки зрения. Здесь нет ни кровавых упырей из НКВД, здесь не бегут в атаки с черенками и даже не «сражаются за Катю». Герои не погружаются в философские размышления о смысле происходящего, а немцы не рассуждают о том, что они солдаты, а не палачи. Здесь никто не осеняет себя крестным знамением (кроме бабушек-беженок у дороги). Несмотря на то, что картина боев получилась яркой, фильм вряд ли понравится любителям «стрелялок» и картины Т-34 с Александром Петровым.
«Подольские курсанты» — это рассказ о реальной войне, на которой умирают 18-19-летние мальчишки и их сверстницы-девчонки. И подъезжающий к училищу командир, уже имеющий приказ о выдвижении на рубежи обороны, смотрит из автомобиля на несмелые танцы и робкие ухаживания этих вчерашних школьников и школьниц и понимает, что для многих из них счет оставшейся жизни пошел на часы, и не будет у них ни свадеб, ни робких шагов первенца, ничего не будет...
И когда измученная женщина-врач, сама потерявшая сына-курсанта, бросает Стрельбицкому, что скоро не останется никого, он отвечает: «Потому что так надо на этой войне!»
Авторы «Подольских курсантов» показали то, чего уже давно не показывали в отечественном кино — юные курсанты сражаются и умирают за Советскую Родину, потому что они так воспитаны и не представляют, что может быть как-то иначе. И юный поэт, изложивший это в стихах, погибая при бомбежке, жалеет об одном — не добрался до врага, не смог с ним сразиться.
Создатели картины не стали заигрывать со зрителями — в конце вам будет по-настоящему больно.
Бесконечно усталые бойцы, до конца исполнившие долг, уходят в тыл без какого бы то ни было пафоса. Они выиграли свое сражение, но впереди еще вся война, и ради Победы будут принесены великие жертвы.
«Подольские курсанты» — это кино, во время которого попкорн лучше отложить в сторону. И если после его просмотра у вас появится желание просто так, вне каких-либо знаменательных дат, отправиться к Вечном огню и возложить букет цветов, значит, вы поняли то, что хотели сказать создатели картины.
Андрей Сидорчик