Шон Коннери останется в памяти миллионов любителей кино идеальным Джеймсом Бондом эпохи пренебрежения политкорректностью. Возможно, другие роли знаменитого шотландца не принесли ему и части бондовской славы, однако даже беглый взгляд на фильмографию Коннери позволит вам устроить себе весьма насыщенный кинодень в память о большом актере. «МК» вспоминает пять фильмов, которые можно смело пересмотреть прямо сейчас.
«Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989)
В третьей части похождений археолога-авантюриста актер играет отца главного героя, и «родственный» тандем Коннери–Форд — одна из больших удач этого фильма. В образах опасных типов со специфическими манерами и тот и другой прямо-таки неотразимы. Причем и в кадре, и за кадром. Съемки эпизода в дирижабле стали чем-то вроде кинолегенды. Было очень жарко, и Шон Коннери со своей фирменной невозмутимой ухмылкой снял брюки (в кадре он был только по пояс) и остался в нижнем белье. Харрисон Форд последовал его примеру. Съемочная группа поначалу очень смущалась, но потом от души хохотала над этим звездным стриптизом.
«Имя розы» (1986)
В это время карьера Шона Коннери была в явном упадке, и когда его утвердили на роль францисканского монаха, который расследует жестокие убийства, студия практически отказалась финансировать проект. Но режиссер настоял на своем, и в итоге получилась, возможно, не идеальная экранизация романа Умберто Эко, но очень красивый и захватывающий фильм. Кровь, похоть, заговоры и мистика — весьма забористая смесь, которая по-прежнему не нуждается в снисходительном отношении, как к какому-то ретро. Кристиан Слейтер, сыгравший юного послушника, рассказал в одном из интервью, что для него стала настоящим испытанием сексуальная сцена. Семнадцатилетний актер очень волновался перед съемками и спросил совета у Коннери. И толком ничего не означающая рекомендация «главное, следи за дыханием», по словам Слейтера, стала ключом к этой сцене.
«Большое ограбление поезда» (1978)
Настоящая британская киноклассика, которую другие актеры и режиссеры неоднократно осмысливали заново. Герои Шона Коннери и Дональда Сазерленда пытаются присвоить 25 тысяч фунтов в золотых слитках, ради чего подделывают ключи и устраивают другие воровские манипуляции. Все это настоящее олдскульное заглядение и, конечно, фирменное британское сочетание драмы и бронебойного юмора.
«Чужая земля» (1981)
Герой Коннери отправляется на один из спутников Юпитера, чтобы следить за порядком на титановом руднике. И присматривать есть за чем. Местный управляющий пичкает шахтеров опасными наркотиками, работяги мрут, в то время как кто-то набивает карманы. На словах почти треш, но на деле большой жанровый раритет. Критики называют этот фильм космическим вестерном и отмечают, что подобного кино, мягко говоря, немного. Космос здесь смахивает на Дикий Запад и представляется как нечто не столько загадочное, сколько опасное. Тем не менее Коннери невероятно выразителен в роли космического шерифа, а выход Хелен Миррен, как всегда, бьет в десятку.
«Красная палатка» (1969)
Арктическая драма режиссера Михаила Калатозова стала весьма амбициозной советско-итальянской кинозатеей, в которой поучаствовали Шон Коннери в роли Роалда Амундсена, а также Питер Финч и Клаудия Кардинале. Это по-настоящему большой фильм о героизме жизни и смерти. В кадре с импортными звездами молодые Михалков и Банионис, саундтрек от Морриконе и Зацепина. Конечно, такой фильм из далекого прошлого, в котором кино, особенно европейское, было скорее штучным товаром, чем массовым производством. Но и сейчас при просмотре «Красной палатки» трудно отделаться от ощущения, что все это неимоверно круто выглядит.
Илья Литов