Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Без школы, больницы и почты

Сотни деревень стали абсолютно автономны

Позвонили из редакции, поздравили с выходом очередной статьи. Я кинулся искать газету. А было это в райцентре Сандово Тверской области, на моей малой родине, где я отбывал очередной отпуск. Но газетных киосков в райцентре не оказалось. А на почтовом прилавке лишь гламур в обнимку с жёлтой прессой.

– Не мы формируем ассортимент, – оправдывалась заведующая почтой, – нам его навязывают «сверху».

Кто? Какие-то злоумышленники из Твери, Москвы, а может, из Нью-Йорка, решившие опустить читателя ниже плинтуса, лишив его возможности нормального чтения?

Никто калитку скрипом не тревожит

…Первая неделя месяца давно миновала, а пенсии всё не несли. Старики деревень Климовщина, Гора, Кстинкино, что в Пестовском районе Новгородской области, все глаза просмотрели, глядя на дорогу. Не видать Лиды-почтальона. Заболела или случилось что?

И только в деревне Брякуново, где находилось отделение «Почты России», знали, что нет больше у них отделения. Его не закрыли внезапно, как отремонтированную летом и полностью подготовленную к новому учебному году школу. Не отменили, как автобус, ещё недавно соединявший деревню с райцентром. Как поезд, точнее, два прицепных вагончика, которыми жителям этой российской провинции можно было добраться до обеих столиц. Или как самолёт, летавший когда-то из Пестова в Новгород. Не сократили под видом очередной «оптимизации» почтовой службы России, как отделение в той же Климовщине.

Просто оба почтальона вместе с заведующей в одночасье отказались работать. И как односельчане ни уговаривали их на сельском сходе повременить, поработать хотя бы до зимы, а там, глядишь, что-то изменится, ни в какую. «За такую зарплату сами и работайте», – отвечали. Вот и весь сказ.

Но и в Брякунове не понимали, как жить дальше без почты. Ладно, письмо можно отправить в райцентре, отделённом от деревни пятнадцатью километрами разбитой дороги. Туда с сентября по июнь каждый день ходит школьный автобус, да и большинство деревенских ездят своим транспортом на работу в Пестово. В самом Брякунове работы нет. Колхоз давно приказал долго жить. Сельсовет закрыли, трёмстам жителям Брякунова оставили только клуб, детский садик (пока), медпункт (пока), библиотеку и почту. А теперь и на почтовую дверь навесили замок.

Жители запаниковали: кто теперь будет пенсии старикам приносить? Где оплачивать счета за газ, воду, электричество, телефон, другие коммунальные услуги?

Товар привезли

Бывший сельский почтальон Лида Добрякова, обслуживавшая жителей пяти деревень, которую до сих пор каждый день ждут в Кстинкине и Климовщине, так объясняет причину своего ухода:

– Вначале нам увеличили территорию, присоединив Гору и Климовщину. Потом сократили количество рабочих дней в неделю – до трёх. А потом и количество рабочих часов. И получилось, что нарабатываем мы всего на 2750 рублей в месяц. Расстояние от деревни до деревни не маленькое, за день больше 20 километров накручиваешь. Летом на собственном велосипеде – транспортом «Почта России» своих работников не обеспечивает. А зимой пешком, порой по пояс в снегу. Да ещё деньги в сумке несёшь, пенсию. Страшно ведь. Люди нынче всякие. Да и в отделении с каждым годом условия всё хуже. Дверь открывается с трудом. Товар привезли – на своём горбу на второй этаж таскай. Телефон отключили – по служебной надобности звони со своего мобильника. Начальница ушла ещё по весне. Она не успевала в отведённое время и товар принять, и деньги пересчитать, и бумаги оформить. Бумаги брала на дом. Промучилась так, да и написала заявление. Мы с подругой Татьяной Зайцевой хотели следом уйти, но люди упросили поработать ещё немного. Поработали. Ничего не меняется. Да пропади оно всё пропадом...

Прежде Лида работала специалистом сельского хозяйства. Когда колхоз разорился, ушла в почтальоны и четыре года разносила по деревням не только пенсию и газеты, но и продукты.

– Жалко, – вдруг признаётся она, – мне эта работа нравилась. Я была нужна людям. Придёшь, двери не заперты, зимой тропинки расчищены, чайник согрет. Но за такие деньги кто пойдёт?

А вот как объясняет свой уход бывшая заведующая почтовым отделением Анна Веселова:

– У меня оклад был 4165 рублей. Я две коровы в хозяйстве держу. Молоко продаю здесь, в Брякунове, и в райцентре. Мне хватает. Это выгоднее, чем работать на почте.

– Мы ставили перед почтовым начальством вопрос о том, чтобы увеличить ставки, но ничего из этого не вышло, – говорит специалист сельского поселения Вотраса Надежда Стан. – Нам ответили, мол, есть тарифная ставка, и мы не бюджетная организация, а унитарное предприятие. Выполнил план по сумме товара, проданных на дому знаков почтовой оплаты, подписке, реализованных товаров и услуг фирмы «Кодак», получи надбавку к зарплате, не выполнил – сиди так.

Сидеть так почтальоны не хотят, а потому массово увольняются.

Торговая сеть «Почта России»

В одном из почтовых отделений видел такую картину. Вдоль стойки к единственному окошечку выстроилась очередь. Кто газеты купить, кто счета оплатить, кто посылку отправить. Очередь не движется. Потому что девушка, посаженная выполнять эти операции, невозмутимо болтает с подругой по мобильному телефону, не обращая на людей никакого внимания. Когда же ропот перерос в откровенное недовольство, оторвалась на секунду от трубки и заявила:

– А я могу вас и вовсе не обслуживать. У меня основная работа вон где, – и показала глазами в сторону другой стойки, за которой грудились банки с тушёнкой, консервами, кули с крупами и другие продукты.

Торговлей сельские отделения связи стали заниматься в начале 90-х годов не от хорошей жизни, когда почтовая отрасль России вошла в период упадка. Сильный урон отделениям связи нанесло юридическое и управленческое разделение собственно почты и электросвязи. Пытаясь хоть как-то спасти рвущуюся, как прогнившая нитка, почтовую сеть, власти повсеместно сокращали количество отделений, режим их работы, количество персонала и периодичность доставки корреспонденции. В большинство малых отделений корреспонденцию доставляли лишь дважды в неделю, работал один сотрудник, выполнявший все функции: и начальника отделения, и оператора, и почтальона.

Сокращение подписки привело к тому, что почтальоны оказались недостаточно загруженными. С другой стороны, при доставке газет лишь дважды в неделю теряла всякий смысл подписка на ежедневные издания. Тогда-то почтовые отделения и были превращены из организаций связи, по сути, в торговые предприятия: на почте продавались и промтовары, и даже продукты на вес! Всё это делалось для того, чтобы по возможности сохранить существующую сеть.

– Когда нам навязали торговлю, тогдашний глава района был категорически против, – вспоминает бывшая заведующая Пестовским районным узлом связи Валентина Голубкова. – Но я ему доказала, что нам это выгодно, торговлей мы делали себе вторую зарплату.

Выгодно было лишь до тех пор, пока почтовики были свободны в выборе, продавая именно то, что требовалось их клиентам. Зачем, к примеру, в деревню везти молоко или тушёнку, если там нужнее комбикорма, крупы, стройматериалы.

Но настало время, когда для всех почтовых отделений ассортимент привели к единому стандарту. И почта «просела». А когда в районные центры пришли сетевые магазины, почтовая торговля и вовсе обвалилась.

Попытались вернуться в свою привычную нишу – торговать в отделениях газетами и журналами, но и тут опоздали. В любой «Пятёрочке» или «Копейке» продавались печатные издания по цене значительно ниже, чем могла себе позволить торговать почта.

Оптимизация расходов

Оставалось прибегнуть к уже испытанному методу оптимизации расходов. А именно, к укрупнению территорий обслуживания, к дальнейшему сокращению рабочего времени и зарплаты почтовым работникам, созданию межрайонных отделений, превращая районные отделения в обычные городские и поселковые, уравненные в правах и обязанностях с сельскими.

Так, город Устюжна Вологодской области отдал свои почтовые полномочия городу Бабаеву, который находится в ста километрах и с которым нет никакого транспортного сообщения. Почтальоны Пестовского района Новгородской области, где проживают 20 тысяч жителей, подчиняются теперь Боровичам, до которых аж 160 вёрст. В этих райцентрах за подписку на периодические издания никто уже не отвечает, даже премии, которые хоть как-то побуждали почтальонов активнее вести пропаганду печатных изданий, упразднены. Да и управлять такими сетями стало значительно сложнее. Качество услуг не только не улучшилось, как того обещали руководители ФГУП «Почта России», а стало стремительно ухудшаться.

В народе говорят: «Если отправить по почте семена, то придёт куст». Ну как объяснить то, что письмо из Пестова в Пестово вначале шлют в Питер, оттуда – в Боровичи, а уж потом – адресату.

В деревне Таскаиха Кесовогорского района Тверской области, бывшей центральной усадьбе бывшего колхоза «Восток», нет ни магазина, ни почты. Раз в месяц привозят пенсию. Некоторые жители выписали журналы, газеты, но почтовики ездить чаще, чем раз в месяц, в Таскаиху отказались, и квитанции вернули. Редакция районной газеты «Вперёд» в Устюжне вынуждена была выделить из собственных средств деньги на оплату собственного почтальона, до того безобразной была доставка газет по маленькому городку.

– Зачем понадобилось почтамты-то объединять? – недоумевает бывшая заведующая почтой Галина Никитина. – На весь город одно отделение. А нерентабельные отделения в деревнях, где вообще народ весь вымер, держат. Почтальона бы оставили, и достаточно. А ещё лучше организовать передвижные отделения связи. Водитель подъехал, положил газетки в ящики, а люди приходят и забирают, кто что выписал.

Пробовали, не сработало.

В уже известные нам новгородские деревни Климовщину, Гору, Кстинкино отправили из Боровичей машину, приказав Пестовскому почтовому отделению выделить почтальона, который бы развёз старикам пенсию. Поехали. Ни почтальон, ни водитель не знали ни дорог, ни деревень, ни кто из стариков где живёт. Промаялись так день и во второй раз ехать зареклись. Специалиста сельского поселения Вотраса Надежду Стан мы застали за… рисованием карты дорог, планов деревень, обозначением домов, с фамилиями живущих в ней людей. Надеясь, что вторая экспедиция «из варяг в греки» будет успешнее первой.

От такой почтовой «оптимизации» стон стоит по всей стране. Ведь, по сути, обрываются ниточки, связывающие не только человека с человеком, регион с регионом, но и власти со страной.

От имени жителей

«…От имени жителей посёлка Зарничный Шушенского района Красноярского края обращается к Вам депутат Ильичёвского сельского совета Надежда Викторовна Семенкова. На территории Шушенского района в малых сельских населённых пунктах (в том числе и нашем) закрыли отделения почты в связи с тем, что они нерентабельны. Это одни из важных учреждений для сельского населения, порой единственные в деревне».

«…В июле 2012 года в деревню Еремеево поступило извещение Управления Федеральной почтовой связи Республики Коми о закрытии почты. А для обслуживания населения раз в неделю будет приезжать к нам работник из посёлка Приуральский, что находится в 5 километрах на другой стороне реки, и в распутицу деревня бывает отрезана от внешнего мира по 4 месяца. Почему где-то в кабинетах чиновников создаётся документ, по которому должны закрывать нерентабельные почты, больницы, школы, детские сады? Пора остановить этот разрушительный процесс. Какой давности мы будем читать газеты и журналы? Как получать пенсии и социальные выплаты, оплачивать электроэнергию и прочие услуги?» Жители деревни Еремеево. Всего 105 подписей.

«…С 1 мая 2012 года сократили почтовое отделение в Курманке Свердловской области. Эта почта обслуживала несколько деревень. Больниц в деревнях нет, как и аптек, почты теперь тоже нет, как и сельской школы. Там нерентабельно, здесь нерентабельно, а о людях кто подумал? Как выживать деревенским жителям?»

Действительно – как?

Калинин Александр

806


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95