Сегодня есть время, чтобы вернуться к вопросам.
Чем Вы увлекаетесь?
Сначала хотела ответить коротко - бальными танцами и фотографией. Но подумала - может быть, "увлекаетесь" в значении "что интересно, нравится, влечет"? Тогда - многое. Мода, путешествия, музыка, театр. Очень хотела завести собаку, но - обстоятельства...
Не отношу к увлечениям литературу. Это, скорее, составляющая жизни.
Телевизор в Вашей жизни?
К телевизору отношусь довольно равнодушно. Не то чтобы совсем не смотрю, но вполне могу совсем не смотреть. Есть любимые фильмы, интересные передачи.
"Под телевизор" хорошо вязать. Иногда это расслабляет, отвлекает. Но порой телевизор раздражает, особенно если долго работает. И дело не в том, что показывают что-то не то, просто начинает мешать звук, мелькающий экран.
Конечно, телевизор гипнотизирует. И невольно останавливаешься перед включенным экраном. И уходит время.
А дети, привыкая к телевизору, забывают об играх, о каких-то других занятиях. Поэтому стараюсь ограничивать детей.
В прошлом году обратила внимание на то, что малыши в ожидании мультиков слоняются по квартире, не зная, чем себя занять. Тогда отключила телевизор на 2 недели. Совсем. Сказала, что сломана антенна. Еще день прошел в тоскливом безделье. Потом стали придумывать игры, вспомнили про краски, конструкторы, пластилин. Старшие отнеслись к эксперименту мужественно и с пониманием. Позже с удивлением обнаружили, что у них стало больше времени. От вынужденного безделья невольно перешли к чтению, прогулкам, каким-то другим занятиям.
Но все это - исключение, а не правило.
И сегодня телевизор работает.
* * *
Жизнь кипит. Вчера водила малышей в театр на "Снежную королеву". После первого отделения Лева (ему 4 года) сказал, что пора домой. Даня возмутился, т.к. хотел посмотреть спектакль до конца. В общем, 2-е отделение мы с Левой провели в фойе - я читала ему все стихи, какие помнила, а Даня - в зрительном зале. Когда вернулись домой, то на вопрос братьев: "Понравился спектакль?" Лева ответил "да", а Даня - "нет".
Теперь - вопросы.
Ваше отношение к явлению, которое мы называем перестройкой?
Отношение - положительное. И не потому, что моя жизнь в перестроечный период и после была безоблачной. Просто мое ощущение той, застойной жизни - это предопределенность, заданность (возможно, это и олицетворяло стабильность) и, как следствие - безысходность. День сегодняшний в своей неопределенности, неустроенности, внешней бесперспективности тем не менее дает надежду. Так мне кажется.
Нас подружило "Соло на клавиатуре". Теперь Вы помогаете нам. Дайте совет, как нам продвинуть "СОЛО" на Украине?
Пока не знаю. Очевидно, что большая часть тех, кто скачал программу, наткнулись на нее случайно. Кто-то узнал от друзей. Мне попадались ответы "из рассылки". Я не знаю, что это такое. Я почти не знакома с возможностями Интернета. И не уверена, что реклама должна идти только через Интернет. Мне приходила в голову забавная идея - а что если в школах, вузах расклеить объявления с короткой рекламой программы и давать адрес сайта? Но серьезных идей пока нет.
У Вас не было мысли, идеи, желания уехать из страны?
Нет. Хотя идеи отъезда не просто носились в воздухе, а атаковали меня со всех сторон. Два основных мотива: так (в значении здесь) жить нельзя, и - ехать надо ради детей. Но: мне никогда не было так плохо, чтобы жизнь здесь показалась невозможной, бытовой комфорт я ценила меньше, чем душевный, а последний у меня уже был. А ради детей - для меня это не аргумент, т.к. я никогда не ставила под сомнение значимость моей собственной жизни и тем более не собиралась ставить на ней крест. Поэтому отъезд для меня был совершенно бессмысленным мероприятием. Возможно, есть некоторая агрессивность в моем ответе. Это результат усталости, накопившейся за долгие годы обсуждения этой проблемы. Хотя я не считаю перемену места жительства (страны) чем-то невозможным. Просто мне сейчас это не нужно.
Как проходит Ваш день?
Похожий вопрос уже был, но отвечать можно по-разному.
Вчерашний день. После завтрака готовлю обед. Потом мы с малышами едем в театр. По дороге домой покупаем продукты. Обед. Старшие дети уходят на карате. Малыши смотрят телевизор. Я отвечаю на письма. Потом снова готовлю. Вечером приходят мои родители. Как водится, встречаем "Старый Новый год".
Второго и третьего сына Вы воспитываете лучше, чем первого? Учитываете ошибки?
Ошибки. Да, конечно были. Помню. Учитываю. Но не это главное. Важнее то, что я стала лучше понимать и детей, и себя. Сказать, что сейчас воспитываю детей лучше, не могу. Но стала мягче, спокойнее - безусловно. И - мне уже не надо отстаивать свои взгляды.
На сегодня - все. Когда будет время, снова вернусь к вопросам.
* * *
Сегодня попробовала встать со старшими, чтобы спокойно посидеть за компьютером, пока малыши спят. Пока компьютер загрузился, Лева проснулся и решил обсудить со мной планы на сегодняшний день: по сколько раз делать упражнения в зарядке, что на завтрак, когда можно будет посмотреть мультики и т.д.
Тем не менее - возвращаюсь к вопросам.
Семейные традиции, семейное воспитание, атмосфера семьи: Порассуждайте, пожалуйста, на эту тему.
Мне трудно абстрактно рассуждать на эту тему. Семьи разные, традиции, воспитание, атмосфера семьи - тоже. И люди разные.
Конечно, семья влияет и на характер, и на будущее человека. Но в какой степени - не знаю. Из перечисленного мне кажется самой важной, и неуловимой в то же время, атмосфера семьи. Но я могу с уверенностью говорить только о себе. У меня было уютное, жизнерадостное детство. И мне кажется, что сегодняшний оптимистичный взгляд на жизнь был заложен именно в той атмосфере любви, понимания, которая окружала меня в детстве.
Деньги и семья. Особенно сегодня. Во всем ли виновато безденежье?
Конечно, безденежье очень усложняет жизнь. Но здесь, кажется, речь идет о том, что отсутствие денег разрушает семью. Я думаю, что безденежье - внешняя причина семейных разладов и усугубляет уже существующие проблемы в семейных отношениях. Своеобразный катализатор.
Как я понял, Вы много читаете. Как выбираете книги? Как сделать, чтобы дети читали? Ведь не читают! Что Вы делаете в этом плане?
Как выбираю книги? Листаю. Открываю где-то в середине и читаю. Если интонация мне нравится, то буду читать. Если нет, то вещь мне не интересна.
Как сделать, чтобы дети читали? Не знаю. Ведь читать из-под палки не будут. А увлечь книгой, когда есть телевизор - сложно. Что я делаю в этом плане? Мне проще. Я дома. Когда дети маленькие, я им читаю сама. Когда начитают читать, то предлагаю книги, которые им нравятся или могут понравится. Но у старших разные вкусы. И то, что пришлось по душе одному, совсем не интересно другому. Иногда книга увлекает, и тогда надо напоминать о других домашних делах. Но чаще приходится напоминать о том, что "сегодня еще не читали". В последнее время я намного спокойнее отношусь к тому, что "не читают". Мне кажется, что все придет в свое время. Читать-то умеют.
Женщина и компьютер. Вы же начинающая? У Вас есть свои соображения по этому поводу?
Не думаю, что есть большая разница между мужчиной и женщиной в их взаимоотношениях с компьютером. Возможно, женщины осторожней и уважительней относятся к компьютеру, а мужчины сразу пытаются перейти с компьютером на "ты". Мне было легко начинать работу на компьютере, мне понятна логика различных операций. Может быть, потому, что я "технарь". И когда-то хотела заниматься программированием.
Вам снятся сны?
Да.
Помните, я уговаривал Вас начать вести дневники? Вы отказались. А можно ли уговорить? Ваши аргументы за и против?
Не помню, чтобы Вы уговаривали меня начать вести дневники. Впрочем, это не важно. Можно ли меня уговорить? Не знаю. А нужно ли уговаривать? Сейчас у меня нет внутренней потребности в дневнике. Ведь дневник - это возможность высказаться, в чем-то разобраться, способ разрешения каких-то своих проблем.
Записать увиденное, пришедшие мысли, какие-то события - это, я думаю, важно для писателя, журналиста. Но имея возможность высказаться дома вслух, встречая внимание и понимание, я не испытываю необходимости в дневнике. А текущие события не считаю столь значительными.
Когда-то в юности вела дневник. Позже, когда старшие дети были маленькими, недолго пыталась записывать события, связанные с детьми. Будь я педагогом, наверное, эти записи мне бы пригодились. А так, - как фотографии в альбоме. Мило, не более. Впрочем, если мой сегодняшний взгляд, настроение изменятся, то, думаю, найдется и время на ведение дневника, и масса аргументов в его пользу. Один есть уже - дневник дает возможность посмотреть на себя другими глазами через какое-то время. А это - занимательно.
Какие надежды Вы возлагаете на 2001 год?
Я не связываю надежды с календарем.
Вы планируете свою жизнь: на год? Два? Десять лет?
Нет.
О чем Вы мечтали в 17 лет?
Очень хотела стать математиком. Ученым, не учителем. Об этом и мечтала.
О чем мечтаете сегодня?
О путешествиях.
Вот и все на сегодня. Вперемешку с Левиными идеями, Даниными рассказами, завтраком, стиркой, телефонными разговорами.