В сентябре прошлого года сеть пиццерий Domino’s организовала для своих посетителей акцию: сделай татуировку с логотипом и получи сертификат на получение бесплатной пиццы в течение ста лет. Решив, что овчинка стоит выделки, а данный бренд слишком известен, чтобы обмануть, люди пошли в тату-салоны.
Победителей выявили, им выдали сертификаты, и всё было хорошо (за исключением долгой доставки в связи с «низким приоритетом»). Но уже в 2019 году выяснилось, что никакие они не победители, а пиццу с трудом можно назвать «бесплатной», скорее – взятой в долг. Пиццерия начала рассылку всем победителям акции, в которой указывалось, что если они воспользовались промокодами, то являются «налогоплательщиками НДФЛ». За каждую «бесплатную пиццу» была назначена минимальная цена в размере 150 рублей.
Конечно, вся эта ситуация выглядит донельзя абсурдно. Во-первых, победители акции утверждают, что помимо сертификата, который хранится у них, они ничего не подписывали. Не может же татуировка в данном случае выступать в роли официального подтверждения? Тем более что её можно стереть. Во-вторых, требовать выплату в течение 100 лет – это как минимум глупо. А люди могут попросту перестать заказывать пиццу.
Понятно, что данная акция вряд ли сыграет на руку сети Domino’s. Однако она не первая, кто пытался нажиться на «пожизненных» акциях для своих клиентов. Ростелеком одно время предложил своим пользователям тариф «Навсегда», который можно было подключить до конца ноября 2015 года. Как утверждалось на сайте компании, «стоимость оплаты остаётся прежней и после окончания действия акции и, по словам учредителей, уже никогда не изменится».
Кто такие учредители и на кого Ростелеком заранее переводит стрелки, не понятно. Тем не менее, обещания этих самых «учредителей» так и не были выполнены. Уже в 2016-м абонентам предлагали сменить их «безлимитный» тариф на другие (сначала для ТВ, а затем и для Интернета). От этого ещё можно было отказаться, но в 2018 году Ростелеком взял и повысил абонентскую плату тарифа «Навсегда».
Представители Ростелекома начали оправдываться, мол, сам тариф без срока действия (то есть навсегда), а вот стоимость его они могут менять, когда захотят. Понятно, что такой подход удовлетворил не всех абонентов, и дело доходило до суда, неоднократно заканчиваясь не в пользу компании.
Как показывает практика, разбрасываться словами «навсегда», «бесконечно» или «безлимитно» не всегда безопасно. Некоторые бренды способны потерять на этом большие суммы. В 1981 году компания American Airlines решила продавать безлимитные билеты на полёты, которые стоили 250 тысяч долларов (за 400 тысяч можно было приобрести два билета).
Вопреки ожиданиям компании оказалось, что позволить безлимитный билет себе могут не только миллиардеры, но и люди, которые довольно часто пользуются услугами аэрокомпаний и накопили достаточную сумму. Таких хитрюг нашлось более тысячи, и уже за первую неделю компания потеряла пять миллионов долларов. В отличие от сети пиццерий, владельцы American Airlines не стали искать потайные ходы, а просто признали, что не потянут свою же акцию и вернули всем покупателям безлимитных билетов деньги.
Сложно сказать, чем закончится ситуация с Domino’s — эксперты утверждают, что у компании нет никаких шансов требовать деньги с победителей акции, а представители никаких официальных опровержений не делают. Хочется надеяться, что люди перестанут попадать в мышеловки, которые расставляют маркетологи, заманивая «безлимитным сыром».
Роман Морозов