- Как ни странно, 15 лет - символический срок, - признался музыкант. - «Наутилус» просуществовал столько же. Когда связи ослабевают, арматура требует замены. Мы спокойно разошлись, без всяких революций. У каждого из нас появилось какое-то своё поприще. В большей степени я имею в виду Георгия Каспаряна (гитарист группы «Кино». - Ред.), с которым мы начинали проект «Ю-Питер». Сегодня основное место приложения его сил - это музыка группы «Кино» с симфоническим оркестром. А 35-летие «Наутилуса» тоже было неотвратимо, независимо от того, распался бы «Ю-Питер» или нет.
Владимир Полупанов, «АиФ»: Сам говоришь, что песни «Нау» уже стали «музейной ценностью». На твой взгляд, они по-прежнему актуальны?
Вячеслав Бутусов : Нет смысла копаться ни в нотах, ни в словах, ни в буквах. Важно, что эмоции, которые были туда заложены, живы и всегда будут актуальны. Основное человеческое послание - это эмоция. Как говорит святой Паисий, если у тебя добрые помыслы, то неважно, как ты это делаешь, умеешь ли ты это делать или нет, главное, чтобы был правильный, искренний посыл. В этом основная ценность этих песен.
- Вас причисляли к когорте коллективов, которые играют музыку с социальным подтекстом...
- Илья Кормильцев (поэт, писавший тексты для песен «Наутилуса». - Ред.) был пытливым человеком и все общественные процессы пропускал через себя.
- А ты? Мне всегда казалось, что песни социальной направленности тебе не очень близки.
- Скажу тебе честно: мне это просто неинтересно. Дома, в кругу семьи, я обсуждаю эти вопросы. Но меня в большей степени волнует духовная сторона жизни. Потому что весь бедлам, творящийся в мире, по теории академика Капицы, будет только измельчаться и ускоряться. Через нас информация пролетает с такой скоростью, что мы даже не успеваем её считывать. В Интернете мы читаем новость и одновременно её опровержение. Мне гораздо важнее разбираться со своим внутренним духовным миром, а это процесс, который требует несуетливого состояния. Поэтому стараюсь по возможности ограждать себя от ненужной информации. Иначе с ума можно сойти, если анализировать нынешнее состояние мира, в котором происходит непрерывное кровопролитие. И мы к этому привыкли. А я ещё помню времена, когда любая авария воспринималась как ужасная трагедия. Сегодня каждый час происходят какие-то безобразия, которые нас уже не волнуют. Мы черствеем и просто этого не замечаем.
Разобраться в том, что происходит, невозможно. На это даже физически не хватит ни времени, ни сил.
- И тем более нет желания писать по этому поводу песни?
- В песнях мы выражаем эмоции, которые в себе содержат больше информации, чем определённый набор слов. Я использую символы, которые несут ещё какой-то смысл. Поэтому, конечно, отражаю всю эту действительность. Мы понастроили небоскрёбов, накупили машин и живём в такой искусственной среде, что даже смешно жаловаться на природу. Но сущность человеческая не меняется.
- В контексте наших сегодняшних отношений с США самая актуальная песня «Наутилуса» - наверное, «Гуд-бай, Америка»?
- Я тоже об этом думал (смеётся). Взаимоотношения России и Америки - это вообще отдельная глава человеческой истории. Так или иначе мы две крупные державы, и у наших стран есть имперские интересы. Никуда мы от этого не денемся, настолько это влияет на нашу жизнь, наше настроение. А если возвращаться к актуальности песен, то все безобразия, которые мы переживаем, у меня вызывают скорбь. И я пытаюсь написать что-то такое, что передаёт вот это моё состояние, вот эти искренние слёзы.
- Как реагировать на все эти трагедии, чтобы не сойти с ума?
- Этот же самый вопрос я задал монахам на Святом Афоне. Они мне сказали: «Всё идет по Писанию». Мы сходим с ума, потому что находимся в неопределённости, как человек, проснувшийся в горящем доме, не может сообразить сразу, что происходит и что делать. Поэтому надо быть постоянно в состоянии бдительности. А для этого поддерживать свой духовный тонус.
- Каким образом?
- Читать молитвы. Большого труда это не требует. Но это приучает твоё сознание быть всё время в тонусе. Прежде чем играть на гитаре, надо её настроить. Иначе будет какофония.