Отыграв премьеру на сцене Электротеатра "Станиславский", я обнаружил во время спектакля очень любопытную вещь.
Несмотря на то, что заполняемость зала была не на 100%, отчётливо слышалась гудящая тишина. Всё-таки в зале сидело 175 человек, не считая артистов, техников, звуковиков и осветителей. То есть народ-то всё-таки был!
Но если не играла музыка и не произносился текст, ощущалась пронзительная тишина, которая таила в себе благодарность, внимание и учтивость.
Редко когда можно услышать именно это, а не перешёптывания, падение номерков, разворачивание фантика или стойкий запах коньяка. Вместо всего этого люди боялись даже кашлять. Интересно и то, что это внимание к спектаклю не отменяет того, что некоторому зрителю может быть и не интересно. Такое вполне может быть!
Я подхожу за кулисами к актёру, который работает в этом театре в штате, и говорю
- Удивительно приятная тишина. Они прямо слушают спектакль. Как это приятно.
- Да, они к нашему театру привыкшие.
И это так здорово, что театр воспитал людей, и люди ведут в этом театре себя соответственно.
Наличие театра в городе кардинальным образом влияет на здоровье людей, в нем проживающих, облагораживая общую атмосферу и делая малый город - немаленьким.
Александр Калягин
Я помню, как один ТЮЗовский актёр говорил, что когда перешёл в воронежский Камерный театр (один из лучших в России), то у него появилось полное впечатление, что в зале никого нет, хотя был аншлаг. Люди заплатили за билет, чтобы послушать и посмотреть спектакль, а не чтобы скоротать время в театре для увеселения или понтов, мол, посмотрите какая мы элита - ходим в театр.
- Уважение.
- Отсутствие предвзятости.
- Внимание.
Вот, пожалуй, три главные черты благодарного зрителя. В уважении кроется помимо всего прочего и то, что если постановка не убедила, не порадовала, не оправдала своих денег, то благодарный зритель не будет ворчать, брюзжать или поливать помоями постановку, требуя обратно свои деньги. В конце концов, спектакль не виноват в том, что он кому-то не понравился. Это не сверхзадача театра в принципе...
Хотя, конечно, что-то никогда не меняется.
Начало спектакля в 19.00, но начали в 19.18 из-за того, что народ опаздывал. Вот здесь уже хочется спросить: а что сложного в том, чтобы прийти вовремя? Почему люди, которые так сделали, и актёры за кулисами должны на 18 минут позже назначенного времени закончить спектакль и отправиться домой?
"Так это ж Москва", - говорят мне. А какая разница? Двери театра открыты всегда, по крайней мере двери Электротеатра "Станиславский", так что приходите минут за сорок, тридцать или хоть за час до начала: посидите в фойе, общайтесь, выпейте кофе, чаю, коктейлик, да что угодно, но придите вовремя, чтобы соответствовать зданию, нормам приличия и уважения.
Однажды в сериале я услышал забавную фразу, которая преподносилась там в отрицательном ключе, но вне контекста фраза очень хорошая, правильная и даже философская.
Прийти вовремя - всё равно что опоздать.
Сергей Брыляков