Большой театр открыл свой очередной сезон. На сборе труппы оперные и балетные целовались, обнимались и шутили, называя первый сбор «иудиным днем». В общем, собрались все — именитые и молодые, начальство и рядовые. Но среди них не было одного очень звездного премьера, похожего на героев с портретов Модильяни, — Николая Цискаридзе. На сбор труппы он давно не ходит.
Пока артистам рассказывают о планах, раздают премии и поздравления, мы с Николаем сидим в его гримерке на
— Мы же, балетные, очень много едим шоколада, — говорит Николай.
— Коля, сегодня сбор. Почему все там, а ты здесь?
— Меня в последнее время расстраивает тенденция: если я позволяю себе сказать что-нибудь о каких-нибудь людях в театре, говорят, что я ругаю театр. Но я никогда ничего плохого не сказал ни о своих коллегах, ни о своих педагогах. Пойми, когда тебе не нравятся процессы, происходящие в Большом театре, это не значит, что ты его ругаешь.
В детстве я прочитал произведение «Пир во время чумы». Так вот, я очень не люблю пир во время чумы.
Очередной раз послушать, как у нас все хорошо, — не хочу. Я прекрасно знаю, что у нас хорошо.
— Тем более что опера Большого с триумфом только что выступила в Опера Гарнье в Париже.
— Даже не сомневаюсь. Но вот тебе пример. Попечительский совет театра дает премии хорошо выступившим в сезоне артистам.
— Большие премии?
— Достаточно большие — бывает по пять тысяч долларов, по две. Дают артистам и работникам театра. У нас появился молодой артист — Артем Овчаренко, — и мне руководство поручило с ним работать (ведь я еще педагог). Я его готовил к конкурсу в Перми, и там он выиграл золотую медаль. Еще получил приз прессы и приз за сохранение традиций классического танца. Потом он выступал на конкурсе в Риме. Каждого, кто приносит «очки» театру,
Вот я скоро буду оформлять пенсию…
— Даже страшно слышать: ты сидишь передо мной, молодой, красивый, и вдруг — пенсионер.
— Для пенсии в балете 15 лет надо выслужить, а я уже выслужил.
— И у тебя в документах так и будет написано «пенсионер»? Как ты к этому относишься?
— Очень хорошо. Только жалко, что пенсия маленькая. Я думал, что по всем моим регалиям должен получить побольше (у меня все-таки две Государственные премии), должны быть
— Все-таки у тебя репутация потрясающая — скандалист, да теперь еще и пенсионер.
— Скандалист?! Мне обидно, когда так говорят, но я действительно иногда устраиваю скандалы. Но
Естественно, он пришел, понял, что я сказал правду. Естественно, мне все сказали: какое твое дело? «Как какое мое дело? — спрашиваю. — Это же спектакль, в котором я участвую. Это театр, в котором я вырос. Я не понимаю, почему я должен участвовать в некачественном спектакле». Никто не подумал о художественной целостности. Никто не подумал о зрителе, который заплатил, между прочим, пять тысяч за билет в партер. А в итоге кто плохой? Цискаридзе. И таких примеров я могу привести тебе множество.
Я действительно, клянусь тебе, хожу перед спектаклем по сцене и смотрю, где дырка в декорациях. Я подхожу к артистам и говорю: «Сними серьги» — их не должно быть на лебедях. Мне небезразлично: кольца на руках у рабов в спектакле.
— А в знаменитом театре Гарнье в Париже такое случается?
— В Гарнье невозможно категорически ничего подобного. Ну, например, там есть художник спектакля. И на каждом этаже в гримерных висят эскизы гримов, где обозначено все до мелочей. И не дай бог сделать грим иначе. Ходит человек и проверяет. Если что, тебя могут оштрафовать, возникает скандал.
Раньше у нас за всем на спектакле следили режиссеры. И следили по одной причине — за всем следил Григорович. Если бы он на ком-нибудь из «рабов» увидел цепочку или кольцо, он бы никогда не ругал артиста, он бы ругал режиссера. А когда я сказал Ратманскому: «Алексей, как вы можете допускать несвежие ленточки на балетных туфлях?» — он мне ответил: «А я ничего не вижу». Может быть,
— С таким характером сложно в театре. На моих глазах один известный артист ушел со спектакля, потому что костюмер не подготовила ему чистые носки для костюма. Психанул и ушел.
— Я никогда не уйду со спектакля. Я добьюсь того, что мне надо. Бывали случали, когда мне приносили не тот костюм. Например, у нас две версии «Жизели» — Версаладзе и Живанши. И когда однажды перепутали костюм, но мне доказывали, что так должно быть, я сам спустился в подвал, отыскал его и пошел на сцену. У Григоровича за неправильно надетый костюм режиссер и костюмер могли лишиться работы.
— Боюсь, что у человека, не знающего закулисья Большого, может сложиться впечатление, что в главном театре страны — ужас и бардак.
— Это не бардак — распущенность. Ты спрашивала, почему я не хожу на сбор труппы, вот поэтому и не хожу. У нас есть спектакли, которые идут на линолеуме и которые идут на половике. Все знают, что если танцую я, буду ходить проверять весь пол. Потому что если половик, не дай бог, намотается на ногу, получится плохой пируэт. А ты не будешь объяснять зрителю, что пол плохой.
— Кстати, о травмах
— Год я пропустил. Я репетировал балет Ролана Пети в Гарнье. Поскользнулся и неудачно упал. Самое интересное, что в тот момент совсем не было больно. У меня заниженный болевой порог. Я еще
Вот у нее порядок в труппе. Помню, перед первой репетицией я очень нервничал, за мной все пристально наблюдали, потому что 10 лет в Гарнье был мораторий на приглашенных артистов и мы со Светой Захаровой стали первыми, кого они пригласили из иностранцев. Я тогда сказал
— Разве ваш худрук может отчитать звезду при мимансе или кордебалете?
— Он себе позволял, чтобы повысить свой статус.
— Пролей свет на историю вопроса: у тебя сразу с Ратманским не сложились отношения?
— Это неправильно — не сложились отношения. В тот момент, когда Алексей Ратманский стал худруком балета, я находился на больничном. Постепенно стал входить в работу, и он сказал, что хотел бы видеть меня в своих балетах. Я ответил, что с удовольствием бы приготовил «Светлый ручей», потому что никогда в комедиях не участвовал.
Позже, на гастролях в Нью-Йорке, в одном из интервью я позволил себе сказать, что балет «Светлый ручей» хороший, но не может составлять основу репертуара Большого театра. И когда мы вернулись из поездки, я случайно узнал, что в назначенном спектакле больше не участвую. Я постучал в кабинет Ратманского, вошел…
Хочу сказать такую деталь: когда
Тогда я открыл дверь в коридор, встал в проеме и сказал все, что я о нем думаю, на русском языке, доступном всем. Вот с этого дня у нас началось бодание. Правда, потом он вызвал меня, извинился, сказал, что он поступил, наверное, неправильно. «Вам интересно, — спросил он, — почему я это сделал?» «Нет, хозяин — барин». И я не один такой. Каждый солист расскажет тебе какую-нибудь такую историю.
— У каждой истории, согласись, две правды. И у Ратманского тоже своя. И он может сказать, что, с его точки зрения, у Цискаридзе, например, плохая форма, он — неважный танцор.
— Это потрясающая отговорка у всех, что я потерял форму. Так можно сказать о ком угодно. Но почему так складывается, что для тех же французов или англичан я в хорошей форме? Я хотел бы это выслушать от руководителя нашего балета, я готов был бы провести подобный диалог.
— К барьеру?
— Абсолютно. В отличие от многих я знаю и историю балета, и факты истории. Я не просто артист балета, который будет стоять и слушать. Я отвечу. И еще такая вещь: поскольку я за собой очень слежу, я записываю каждый спектакль. Поэтому я могу поставить запись любого своего спектакля и спросить: «Покажите, где не так?»
— Худруки приходят и уходят, а премьеры остаются. Вот сейчас истекает срок контракта Алексея Ратманского и уже назначен Юрий Бурлака.
— Он не назначен. Такого документа у нас на доске объявлений не было.
— Коля, скажи, один в поле воин?
— Нет, нет. Этому пример — великая балерина Авдотья Истомина, которая «толпою нимф окружена», как у Пушкина. Была конфликтная ситуация в Петербургском театре, и дирекция ее отправила на пенсию, лишив даже дров. Она умерла от чахотки через два года. А ведь она была самая большая звезда своего времени! Я когда это в детстве прочитал, понял, что никогда против театра не воюют — это бесполезно, все равно театр тебя поглотит. Но опять же обращусь к «Евгению Онегину»:
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог
Он уважать себя заставил…
Вот уважать себя я все равно заставлю.
— Большую роль в успехе артиста играет балетная клака. Клакеры Цискаридзе…
— У меня сейчас нет клакеров. Это скользкий момент, через который проходят все артисты, — клакеров надо благодарить. Со мной это не прошло. Долго длилось между нами разбирательство, но я его прекратил. Знаешь, что самое смешное: те, кто здесь кланяется по 15 раз, на гастролях, как правило, уходят со сцены под шорох собственных ресниц: там нет привычной поддержки.
— Тебе одному больше всего надо в Большом театре? Остальным, как говорится, по барабану.
— Не по барабану.
— Последний вопрос:
— В Большом театре никогда не было плохо. Никогда. Меня поражает: вот мы готовим спектакль, всем не нравится, все плюются, но подходит премьера, и у всех внутри уже стоит планка уважения к себе в профессии. Потому что мы все обожаем Большой театр.
Марина Райкина