В прокат вышел блокбастер «Мстители: Финал» — 22-й фильм киновселенной Marvel (Marvel Cinematic Universe, MCU). Несмотря на название, это ни в коем случае не завершение мегапопулярной франшизы, начавшейся в 2008 году первым «Железным человеком», и даже не последний фильм ее «третьей фазы» — им станет «Человек-паук: Вдали от дома», который выйдет в июле, а следом наступит «четвертая фаза». Тем не менее «Мстители: Финал» — это грандиозное прощание с героями этих 11 лет, и даже людям, равнодушным к миру Marvel, трудно будет досидеть до финальных титров, ни разу не расчувствовавшись, считает Юлия Шагельман.
Почти по всему миру прокат «Финала» стартовал 26 апреля, в ряде стран — на день или два раньше. К концу первого уикенда сборы фильма уже составили больше $1,2 млрд. У России, как всегда, свой особый путь — марвеловский блокбастер подвинули в прокате, чтобы не мешать отечественной комедии «Миллиард» (и ей это никак не помогло — судя по сборам за первый уикенд, свой немалый бюджет картина не отобьет). Но цифры предпродаж билетов говорят о том, что и здесь новые «Мстители» побьют все предыдущие кассовые рекорды франшизы.
Конечно, в случае долгоживущих вселенных с миллионами фанатов сборы говорят не столько о достоинствах конкретного фильма, сколько о тщательно выстроенной на протяжении 11 лет маркетинговой стратегии и том месте, которое «Мстители» заняли в современной поп-культуре. За это время MCU из явления кинематографа, которым она еще притворялась в первых трех-четырех картинах, превратилась в совершеннейшую вещь в себе, как до того «Звездный путь» и «Звездные войны» — отдельное явление, развивающееся по своим законам, где продукт фантазии становится частью жизни реальных людей, и собственно фильмы имеют не большее (если не меньшее) значение, чем то, что вырастает на их почве: фанатские конвенты, обсуждения в соцсетях, теории, фанфики и так далее. Поэтому в первый уикенд, когда на экраны выходит новая часть киновселенной, зрители готовы пойти смотреть хоть нарезку статичных кадров с любимыми героями. В этот раз тем более — ведь градус ожиданий был высок как никогда.
Во-первых, прошлая командная игра «Мстителей» — «Война бесконечности» (2018), снятая теми же режиссерами, братьями Энтони и Джо Руссо,— закончилась вопреки обыкновению поражением. Межгалактический суперзлодей Танос (Джош Бролин), щелкнув пальцами, отправил в небытие ровно половину всех живых существ во Вселенной, в том числе часть ее доблестных защитников. Конечно, в комиксах смерть редко бывает окончательной. К тому же настолько популярное кино в наши дни существует не в вакууме, а в обстановке постоянно подогреваемого хайпа — всех этих новостей со съемочной площадки, фото в соцсетях и так далее. Тут, какой бы режим секретности не вводила студия, достаточно посмотреть на страницу IMDB со списком проектов занятых во франшизе актеров — и сразу становилось понятно, что следующий фильм пройдет под девизом «ящик водки и всех обратно». И все же было любопытно, как именно Руссо провернут этот фокус. Во-вторых, «Финал» позиционировался как последний фильм, в котором мы увидим отряд «Мстителей» в привычном составе, и те же новости проектов намекали, что некоторые герои все же покинут его навсегда. А если ты провел с кем-то 11 лет, то прийти попрощаться требует хотя бы простая вежливость.
Итак, Вселенная наполовину опустела, однако вопреки мальтузианскому замыслу Таноса далека от благоденствия. Выжившие, в том числе оставшиеся Мстители, с переменным успехом пытаются справиться с чувствами горя и утраты. Например, Капитан Америка (Крис Эванс) ведет группы психологической поддержки, Тони Старк (Роберт Дауни-младший), кто бы мог подумать, нашел утешение в семье, Соколиный Глаз (Джереми Реннер), семья которого исчезла, в одиночку борется с криминалом (на такое мелкое зло Мстители раньше и внимания не успевали обратить), Черная Вдова (Скарлетт Йохансон) перестала ходить к парикмахеру, а Халк (Марк Руффало) сумел наконец примирить две свои сущности и наслаждается популярностью. Однако самым действенным способом закрыть гештальты становится (не будем делать вид, что неожиданный) шанс вернуться на первую клетку и попробовать все переиграть.
Оказалось, все, чего им не хватало,— еще один час хронометража, который можно наполнить не нарисованными на компьютере мегаломанскими сражениями, а эмоциями. Конечно, здесь все-таки будет и циклопическая битва, и «всех обратно», и нарушающее все законы даже самой фантастической физики путешествие во времени, а на самом деле — по волнам зрительской памяти, украшенное самыми нахальными приветами фанатам за всю историю франшизы (отдельное спасибо авторам за диалог о заднице Капитана Америки).
Почти — потому что когда любая большая голливудская студия пытается высказываться про актуальное, например про то, что судьбы Вселенной переходят из рук белых цисгендерных мужчин под ответственность женщин и представителей меньшинств, получается у нее весьма топорно. Однако об этом авторы фильма вспоминают под самый конец и скорее для галочки, а добрые две трети экранного времени отводят на паузы между экшен-сценами и программными речами. И проходят они совершенно не скучно — потому что именно в этих передышках мужчины и женщины в дурацких трико, доспехах и плащах наконец получают возможность стать просто людьми. Одни, правда, в последний раз, зато другие — в первый.
Юлия Шагельман