Боитесь летать? Помните — наибольшую опасность представляет не вероятность катастрофы, а неприятные последствия для организма.
Знаете ли вы, что для стюардессы «полетный» стаж, необходимый для выхода на пенсию, составляет всего 10 лет? И это не благотворительность и не жест доброй воли работодателя, а признание того печального факта, что любой, даже самый короткий перелет — это испытание для организма.
На минимуме
Что происходит в полете? По мере набора высоты падает атмосферное давление и содержание кислорода в воздухе.
На высоте 10000 метров (на которой в основном и летают пассажирские лайнеры) содержание кислорода в воздухе становится критически низким. Это серьезная нагрузка на сердце даже у молодых и здоровых людей, а для пациентов, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями — подавно. Сердечный приступ — главная причина, по которой так часто во время полета раздается призыв «если на борту есть врач, просьба сообщить об этом членам экипажа».
Крайне негативно перелет влияет на состоянии вен. В самолете человек вынужден долго сидеть, зачастую — в неудобном положении. Пребывание в некомфортной позе вызывает сильную нагрузку на ноги, в результате чего происходит застой крови и замедление кровотока. Это может привести к возникновению тромбоза. Если после продолжительного сидения человек резко встает, тромб может оторваться. В группе риска — люди с варикозным расширением вен или те, у кого хоть раз в жизни диагностировали тромбофлебит, тромбообразование и т.д.
Влажность воздуха в салоне самолета обычно не превышает 10-20% (при норме — 50-60%). Это негативно влияет на работу дыхательных путей. Поэтому такие заболевания как пневмония, обострение бронхиальной астмы, недавно перенесенные операции на грудной клетке, повышенное легочное давление, а пневмоторакс (скопление газов в плевральной полости) служат абсолютным противопоказанием для перелетов.
Бомба на борту
Еще одна жизнеугрожающая ситуация — наличие у человека аневризмы аорты (растягивание и истончение стенок сосудов). В обычных условиях болезнь может никак не проявлять себя, но по сути человек носит в себе бомбу с часовым механизмом — стенки сосудов напряжены, и могут лопнуть в любой момент. Вероятность такого варианта развития событий в полете резко возрастает. Спасти человека с разрывом аорты в 90% случаев не удается даже в условиях стационара, а в полете это равносильно неминуемой гибели. Кстати, аневризма аорты — не такая уж и редкая патология. При вскрытии она обнаруживается у 7% людей, умерших по другим причинам. Врачи убеждены, что если провести поголовное скрининговое исследование, число пациентов возрастет втрое.
Исследования показывают, что стюардессы в два раза чаще страдают от рака груди и от меланомы по сравнению с остальными женщинами. Среди возможных причин — воздействие ионизирующего космического излучения. Если замерить уровень радиации в самолете, вы обнаружите, что она превышает установленную норму почти в десять раз (при норме 0.20 мкЗв/час показатели на борту доходят до 3.00 мкЗв/час и более). Это связано с тем, что во время полета самолет поднимается в верхние слои атмосферы, которая служит естественным щитом от воздействия космической радиации. А чем меньше защитный слой — тем выше уровень радиации.
Онкологические заболевания провоцирует и джетлаг (десинхроз) — синдром, вызванный сменой часовых поясов и нарушением биоритмов. Его симптомы — усталость, головная боль, тошнота и общий дискомфорт. Физиологи считают, что при пересечении 3 часовых поясов организму для восстановления нужно около 4 дней при пересечении 6 часовых поясов — 6 дней, при пересечении 12 часовых поясов — около 9 дней.
Если у человека, отправляющегося в продолжительное путешествие, есть время для восстановления, то у тех, кто регулярно совершает марш- броски в разные части света, риски накапливаются и суммируются.
Как часто можно летать без вреда для здоровья?
Точную безопасную периодичность полета врачи пока не вычислили. Однако последнее исследование показало, что людям среднего возраста без вреда для на короткие расстояния можно летать не чаще двух раз в месяц (два перелета туда — обратно), и одного раза в месяц (в обе стороны) в том случае, если полет длится более 5-6 часов.
Что делать тем, кто вынужден летать чаще?
«Первое, что нужно сделать людям, которые часто летают — пройти полную диагностику организма, чтобы узнать свои слабые места и заблаговременно подготовится к перелету, — поясняет кандидат медицинских наук, врач-терапевт высшей категории Ольга Александрова, — Людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, нужно помнить, что в полете существует риск возникновения сердечного приступа. Поэтому накануне поездки необходимо проконсультироваться с врачом. Пациентам, состоящим на учете, в таких случаях назначают плановую медикаментозную терапию.
Пациентам с заболеваниями венозной системы в полете нужно регулярно выполнять специальные упражнения, цель которых — восстановить кровоснабжение в ногах, вставать с кресла и перемещаться по салону. Людям с варикозной болезнью в полете строго рекомендован компрессионный трикотаж.
Остальным путешественникам достаточно придерживаться общих правил безопасности — в полет надевать комфортную свободную одежду и обувь, больше пить воды, чаще вставать с кресла».
Лидия Юдина