Итоги юбилейного «Кинотавра» не то чтобы удивляют: критики выбрали кино сильное, зрители – жанровое, а жюри – искреннее и во многом неожиданное. Time Out же констатирует: программа в этом году оказалась довольно яркой и запоминающейся — и рассказывает о картинах-лауреатах и о том, какие фильмы просто нельзя пропустить в прокате. Да, иногда эти позиции не сходятся.
ВЫШЕ НЕБА
Режиссёр Оксана Карас
Приз «Кинотавра» за лучшую женскую роль – Виктория Толстоганова
В прокате с 27 июня
Папа, мама и две юные дочери приезжают отдыхать в загородный пансион. У старшей девочки Саши (Таисия Вилкова) – тяжелый порок сердца, но, как и все восемнадцатилетние, она хочет свободы и любви. У родителей между тем тяжелый кризис: отец (Алексей Агранович) заглядывается на юную подругу дочери Риту (Дарья Жовнер) фактически на глазах у матери (Виктория Толстоганова). А тут еще на берегу находят труп…
Сказать, что картина не впечатлила критиков – значит не сказать ничего. Начинаясь как солнечная мелодрама о юношеской любви, «Выше неба» переходит в плоскость социального высказывания о семейном насилии и делает это максимально неуклюже. Сырой сценарий Екатерины Мавроматис очень плохо сочетает драму, подростковое кино и детектив, а у Оксаны Карас не хватает режиссерского видения, чтобы исправить эти огрехи. В результате фильм то и дело разваливается на части, а герои то появляются, то проваливаются в небытие. Яркий пример — младшая сестра Саши в исполнении Полины Виторган нужна, кажется, только для того, чтобы пару раз эффектно потрясти ягодицами, ну и еще ради сцен с обнаженной грудью.
Груди будут по ходу фильма возникать еще не раз – видимо, чтобы привлечь в кинотеатры зрителей-мужчин. «Выше неба» вообще кино, полное откровенной мизогинии, что очевидно в родительской линии, и талант актеров здесь только подчеркивает проблему. Виктория Толстоганова играет не просто токсичную мать – ее героиня помешана на идее сохранения мужа любой ценой, за что в результате и платится. Но в фильме нет ответа на вопрос, почему бесконечно обаятельный, обожаемый дочерями папа с грустными глазами сенбернара четырнадцать лет не имел понятия о здоровье собственного ребенка. Более того – вопрос даже не ставится. Вместо этого кино демонстрирует нам жалкую и жестокую женщину, разоблачение которой наконец-то дает возможность почти святому герою Аграновича уйти из семьи.
Фильм Оксаны Карас откровенно проваливает попытку поговорить о важных вещах – о том, как наследуются женские стереотипы поведения, о моральном насилии и физической жестокости. Это плохо склеенный набор красивых кадров, которые хорошо смотрелись бы в глянцевом журнале, это ничем не примечательные роли молодых актрис, на фоне которых Виктория Толстоганова выглядит максимально выдающимся образом. Для режиссера «Хорошего мальчика» — отнюдь не лучший результат.
БОЛЬШАЯ ПОЭЗИЯ
Режиссёр Александр Лунгин
Приз «Кинотавра» за лучшую режиссуру (Александр Лунгин) и лучшую мужскую роль (Александр Кузнецов)
Выход в прокат: пока неизвестно
Леха (Алексей Филимонов) и Витя (Александр Кузнецов) вместе воевали в Луганске, а теперь работают инкассаторами. В свободное время они ходят на курсы поэзии и петушиные бои. Витя предан другу до последнего вздоха. Леха – азартный, злой, неприятный. Витя пытается начать новую жизнь, Леха не вылезает из долгов и, чтобы решить свои многочисленные проблемы, в конце концов решается на ограбление.
Тестостероновое кино с привкусом девяностых оказалось в фаворитах «Кинотавра» заслуженно. Кажется, ни разу еще на экране так не раскрывался талант и фактура Кузнецова – сочетание брутальности и уязвимости, тонкая грань безумия. Он словно родился для роли человека войны, поэта без стихов, которому не дано сдержать внутренний смерч или направить его в созидательное русло. Работа с актерами вообще оказалась сильной стороной Лунгина-младшего. Тяжеловесная и очень вторичная к финалу «Большая поэзия» застревает в памяти именно благодаря этому: несмотря на все условности сценария, герои кажутся живыми до боли и зубовного скрежета.
БЫК
Режиссёр Борис Акопов
Гран-при «Кинотавра» и приз за лучшую операторскую работу (Глеб Филатов)
Выход в прокат: пока неизвестно
Конец 90-х. Антон Быков по прозвищу Бык (Юрий Борисов), отсидев срок, держит с друзьями криминальную автомастерскую. После крупной драки его забирают в полицию, откуда Быка вытаскивает местный криминальный авторитет. Взамен он просит освободить человека, захваченного чеченцами, которые держат местный рынок.
«Бык» был встречен на фестивале очень тепло, несмотря на, казалось бы, изжившую себя тематику. Секрет в том, что Акопов снял фильм не о бандитах, которыми большинство героев и являются. Его картина – о людях, изуродованных временем, о том, что все мы так или иначе пережили. Именно поэтому странное на первый взгляд решение жюри – наградить картину дебютанта, недавно закончившего ВГИК, – на самом деле полностью оправдано. Иногда полезно вспомнить, насколько Россия на самом деле молода и изранена.
ДАВАЙ РАЗВЕДЁМСЯ
Режиссёр Анна Пармас
Приз зрительских симпатий, приз за лучший сценарий (Анна Пармас, Мария Шульгина, Елизавета Тихонова) и лучший дебют (Анна Пармас)
В прокате с 21 ноября
От успешного гинеколога Маши (Анна Михалкова) уходит муж Миша (Антон Филипенко). Шесть лет он сидел с детьми, но встретил инструкторшу по фитнессу и намерен построить с ней новую жизнь.
После этой доброй, смешной и умной комедии Анну Пармас спрашивали о том, почему ее героиня отказалась от личной жизни в пользу одиночества. Уже одно это говорит о необходимости широкого проката «Давай разведемся», который, слава богу, назначен на ноябрь. Наличие или отсутствие партнера по-прежнему считается абсолютным мерилом счастья — особенно для женщины. Фильм же рассказывает о том, что на свете существуют десятки вариантов радости. Главное – не изменять себе, а все остальные измены можно пережить.
КЕРОСИН
Режиссёр Юсуп Разыков
Приз имени Даниила Дондурея Гильдии киноведов и кинокритиков России
Выход в прокат: пока неизвестно
Бабушка Павла (Елена Сусанина) живет совсем одна. Иногда в вещих снах ей является покойный супруг-изувер (Евгений Маслов), а наяву в дом приходят дальнобойщики, чтобы, заплатив немножко за постой, хорошенько выпить. Из близких людей у бабушки – только курица, и еще ей очень нужен керосин, потому что дом остался без электричества.
В прошлом году самый сильный фильм программы, «Война Анны» Алексея Федорченко, не получил ни одной награды, кроме специального диплома жюри. В этом году история повторилась: «Керосин» однозначно мог претендовать на звание лучшего фильма, а не назвать лучшей актрисой 83-летнюю Елену Сусанину было просто грешно. Жюри этот грех на душу взяло с легкостью: единственной наградой для Юсупа Разыкова и его команды стало признание кинокритиков. Что ж, и на том спасибо. Будет ли прокат у этого тонкого, как бритвенное лезвие, фильма – вопрос открытый. А вот что можно сказать совершенно точно: мучительный, болезненный и бесконечно нежный «Керосин» должен посмотреть каждый человек в России. Доброта лишней не бывает.
СТОРОЖ
Режиссёр Юрий Быков
В прокате с ноября 2019 года
Сторож по имени Влад (Юрий Быков) живет один в закрытом профилактории со своей собакой. Однажды он находит ее на воротах —повешенной. В тот же день ворота сносит нетрезвая женщина Вера (Алла Юганова) на внедорожнике, а следом за ней приходит ее муж Стас (Владислав Абашин). Оба они в бегах от очень нехороших людей, с которыми Стас раньше вел дела. Сторож дает им убежище, даже не приняв платы за постой.
У «Сторожа» нет ни одной награды, что и неудивительно. Юрий Быков – это российский Дэвид Эйр: любой его хороший фильм – удачная совокупность его же хронических недостатков. И как Эйр всегда снимает одну и ту же историю о тесном сообществе, противостоящем всему миру, так Быков рассказывает о мире, где нет правды и добра, а любой правильный выбор приводит к катастрофе.
«Сторож» не стал исключением из правил. Здесь есть все, за что любят и ненавидят Быкова: бандиты, ужасы русской жизни, затянутый хронометраж и непременно безысходный финал. В первые же пять минут герой хоронит повешенную собаку и собирается вешаться сам – классика! И все-таки это самый жизнеутверждающий фильм режиссера. Необратимо изувеченные собственными поступками, виной и жестокостью, герои Быкова умудряются найти в себе силы на самопожертвование, на любовь, на жалость. «Сторож» — история о покаянии и взаимопомощи, которые хоть и не меняют ситуацию глобально, но делают чуть менее холодным и заброшенным пространство вокруг. Уже что-то.
Клара Хоменко