Если вкратце, то нам в Гоа не понравилось. Перечислю следующие моменты:
1. Множество русскоязычных «пакетных» туристов, по большей части ведущих себя как дома, не умеющих говорить с местными даже на простейшем вестроне и заседающих в русских барах и банях с покером и девочками (сейчас это вообще преобладающая этническая диаспора в Гоа).
2. Откровенно загаженные низкопробным инфоцыганским спамом и потому бесполезные гоанские чаты/форумы в «Телеграме» (3 года назад было и то лучше).
3. Отсутствие по-настоящему интересного общения (за редкими исключениями).
4. Сильная задымленность воздуха + высокая влажность = практически нечем дышать (однажды я даже почти упал в обморок во время дневной жары).
5. Ну, и «оверпродакшен» в области центров нью-эйджа, всевозможных хилеров и прочих «мастеров-инфоцыганейрос».
На пункты 2 и 5 сложно не обратить внимание, находясь в Арамболе. Многие уличные стены и фонарные столбы применяются здесь в качестве досок объявлений. Объявления в основном сводятся к активному предлаганию своих услуг в области психо- и физиотерапии всяческих дипломированных (а как же!) хиропрактиков, лайфкоучей, космоэнергетов, остеопатов и парапсихологов. Эти ребята так многочисленны и так навязчивы, что в гоанские чаты не хочется лишний раз заходить, чтобы не захотеть тут же этих новодельных «мастеров от Высших Сил» как следует потроллить. Последний раз мы сталкивались с таким инфоцыганским половодьем в селе Соколиное, что в горном Крыму, и то было полегче.
В последующие дни в Арамболе мне посчастливилось познакомиться и получить сеанс аюрведического массажа от доктора традиционной индийской медицины из Керала по прозвищу Хариом (нашёлся через Анурадху), который уже 15 лет живёт в Гоа. Первая встреча с ним состоялась у нас дома — у меня сильно болели спинные грыжи, защемило от купания в море. Я встретил аюрведического доктора Хариома у дороги на Мэйн-роуд, он был в белой чалме, с белой бородой и на белом скутере. Хариом подбросил меня до нашего жилища, осмотрел меня довольно небрежно и рекомендовал нам с Элис принимать на ночь тёплое молоко с куркумой для очищения организма от шлаков и солей, вроде того. Был назначен сеанс массажа на tomorrow.
Анурадха подкинула меня следующим вечером на скутере до места жительства Хариома, Jungle Cafe, примерно в 2.5 км езды от центра Арамболя в сторону столицы Гоа — Пернема. Я был натёрт специальным маслом и подвергнут довольно аккуратному массажу области спины и шеи, а также рук и стоп. Я заплатил Хариому за несколько процедур аюрведического массажа вперёд, вышло 500 рублей (сравнительно дёшево). Договорились ещё на 3-4 сеанса, однако больше встретиться нам с ним не пришлось, так как мы уехали из Арамболя в Гокарну. Я думаю, Хариом остался в плюсе, на такой же массаж к нему сходили Элис и (возможно) Анурадха.
Также списывался с мастером остеопатии Михаилом (типичный «просветлённый бородач» на фото), который оценивает свои умения в 3000 руб./сеанс. Я, естественно, отказался. Позже он написал мне ещё раз, когда мы уже были во Вриндаване, и я его откровенно отшил, предложив ему ограниченную запись на мою топовую лекцию по египтологии.
Сертификатов много не бывает!
Из действительно приятных людей в Арамболе, помимо вышеупомянутого Хариома, запомнилось всего несколько других. В первую очередь упомяну прикольного парня, владельца Chen’s Café Амита. У него стильная внешность, уютное арт-пространство и отличный музыкальный вкус. А ещё Амит – шеф-повар и готовит, кроме всего прочего, вкуснейшее блюдо тали – своего рода индийский полноценный обед с закусками на большом подносе, всего за 100 рублей. Только, быть может, излишне острый, как и полагается на Востоке. На двоих нам с Элис хватало одного тали с масалой, чтобы наесться на полдня вперёд. Перед отъездом из Арамболя я записал для Амита флэшку с редкой музыкой в жанре dub/chillout, чем он, надеюсь, остался доволен.
Во-вторых, мы встретили питерских ребят, у которых совершенно артхаусная чилловая локация на Клиффе, с названием вроде Mystical Magical Place. Хозяин, похожий на олдового вайшнава, готовит замечательный кокосовый чай. Оформление этого местечка, на наш взгляд, на твёрдую «пятёрку»: вечером здесь включаются ультрафиолетовые лампочки, присутствуют сюрреалистические скульптуры, граффити на стенах в жанре «поток творческого бессознательного», на входной двери каждый день обновляется ироничная надпись, похожая на коан. В общем, весьма по-питерски.
Там можно повстречать музыкантов, крафтеров и сторителлеров — и обменяться странными историями. На второй вечер в эту артхаусную кафешку пришёл музыкант по имени Федя со своими бансури (индийская поперечная флейта) и сякухати (японская продольная флейта). После небольшого джэма (у меня с собой была калимба) и урока на сякухати Федя пригласил нас на свой концерт в соседнем шэке (так называются пляжные кафешки). Мы согласились, однако благополучно забили на него.
Дальше от Mystical Place идут совсем уже диковатые скальные тропки, где селятся в основном тусеры и хиппаны. Вечером на Клиффе местами практически отсутствует освещение (индусы-продавцы, бывает, обесточивают целые галереи в порядке экономии энергии), из своих хижин в джунглях спускаются брадатые отшельники-бабы и всякие странные радужные хиппаны, и ходить здесь может быть небезопасно. В целом, арамбольские Скалы понравились нам больше всего, хоть и пришлось долго идти через торговые ряды с тоннами сувениров и модного шмотья.
Тали в Chen Cafe
В-третьих, на шестой день мы, по совету Анурадхи, спонтанно сходили на утреннюю ягью (то есть «огненную пуджу») с ведущим Вовой Шиваитом, который оказался довольно приятным адептом ведических наук, наделённым к тому же абстрактным чувством юмора. Действие происходило во дворике неподалёку от нас. Вместе мы выполнили поклонение Ганеше, прочли знаменитую мантру Бессмертия, или Махамритьюмджайя-мантру (вторая по древности из мантр индуизма после Гаятри) и поднесли приготовленные подношения в виде свежих фруктов живому каналу связи с Махадэвом, а именно – танцующему пламени в центре каменного алтаря. В конце ягьи по кругу передаётся кокос, на него каждый из участников скидывает все свои грехи и пороки, от которых желает избавиться. Я выбрал для кокоса гнев, зависть, ревность, похоть, эгоизм и критичность. После завершения круга кокос торжественно бросили в костёр. Благословение Шивы снизошло на нас.
После ягьи подтянулись музыкантеры кришнаитского вида, с фисгармонией и мридангой, причём один был покрыт тату на тему кеметизма (Гор Бехдетский между лопаток, уджаты и анхи), что меня как-то странно поразило. Поэтому я после ягьи отправился домой, не захотев присоединяться к «джэму», хотя и было на чём, а Элис и Анурадха поехали на женскую барахолку.