Народный артист СССР (1972). Хайкин — один из виднейших советских оперных дирижеров. За десятилетия своей творческой деятельности он работал в лучших музыкальных театрах страны.
Сразу после окончания Московской консерватории (1928), где он учился по дирижированию у К. Сараджева, а по фортепиано у А. Гедике, Хайкин поступил в Оперный театр имени К. С. Станиславского. К этому времени он уже сделал первые шаги на дирижерском поприще, пройдя производственную практику под руководством Н. Голованова (оперный класс) и В. Сука (оркестровый класс).
Уже в молодости жизнь столкнула дирижера с таким выдающимся мастером, как К. С. Станиславский. Во многом под его влиянием сформировались творческие принципы Хайкина. Совместно со Станиславским он подготовил премьеры «Севильского цирюльника» и «Кармен».
Талант Хайкина проявился с наибольшей силой, когда он переехал в 1936 году в Ленинград, сменив С. Самосуда на посту художественного руководителя и главного дирижера Малого оперного театра. Здесь ему выпала честь сохранить и развить традиции своего предшественника. И он справился с этой задачей, сочетая работу над классическим репертуаром с активной пропагандой произведений советских композиторов («Поднятая целина» И. Дзержинского, «Кола Брюньон» Д. Кабалевского, «Мать» В. Желобинского, «Мятеж» Л. Ходжа-Эйнатова).
С 1943 года Хайкин — главный дирижер и художественный руководитель Театра оперы и балета имени С. М. Кирова. Здесь особо следует упомянуть о творческих контактах дирижера с С. Прокофьевым. В 1946 году он ставит «Дуэнью» («Обручение в монастыре»), а позднее работает над оперой «Повесть о настоящем человеке» (спектакль не был поставлен; состоялось только закрытое прослушивание 3 декабря 1948 года). Из новых произведений советских авторов Хайкин поставил в театре «Семью Тараса» Д. Кабалевского, «Князь-озеро» И. Дзержинского. Серьезными завоеваниями театра стали спектакли русского классического репертуара — «Орлеанская дева» Чайковского, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского. Кроме того, Хайкин выступил и как балетный дирижер («Спящая красавица», «Щелкунчик»).
Следующий этап творческой деятельности Хайкина связан с Большим театром СССР, дирижером которого он являлся с 1954 года. И в Москве он значительное внимание уделял советской музыке (оперы «Мать» Т. Хренникова, «Джалиль» Н. Жиганова, балет «Лесная песня» Г. Жуковского). Под управлением Хайкина шли многие спектакли текущего репертуара.
«Творческий облик Б. Э. Хайкина,— пишет Лео Гинзбург,— очень своеобразен. Как оперный дирижер — это мастер, умеющий органически сочетать музыкальную драматургию с театральной. Умение работать с певцами, хором и оркестром, настойчиво и в то же время не навязчиво добиваться желательных для него результатов всегда вызывали к нему симпатии коллективов. Отличный вкус, большая культура, привлекательная музыкальность и чувство стиля делали его выступления всегда значительными и впечатляющими. Это особенно относится к его трактовкам произведений русской и западной классики».
Хайкину пришлось работать и в зарубежных театрах. Он осуществил постановку «Хованщины» во Флоренции (1963), «Пиковой дамы» в Лейпциге (1964), а также дирижировал «Евгением Онегиным» в Чехословакии и «Фаустом» в Румынии. Выступал Хайкин за рубежом и как симфонический дирижер (на родине его концертные выступления проходили, как правило, в Москве и Ленинграде). В частности, он принимал участие в гастрольной поездке симфонического оркестра Ленинградской филармонии по Италии (1966).
Еще в середине тридцатых годов началась педагогическая деятельность профессора Хайкина. В числе его учеников такие известные артисты, как К. Кондрашин, Э. Тонс и многие другие.
Л. Григорьев, Я. Платек, 1969