Во МХАТе опять неспокойно. Сегодня в полдень здесь состоялась более чем странная сходка защитников нынешнего руководства. Официально заседание назвали «собранием группы общественного контроля Общественного совета при Министерстве культуры РФ». Командовал «парадом» полный тезка великого классика Михаила Юрьевича Лермонтова.
От имени театра на мероприятии выступили врио директора Олег Михайлов, худрук Эдуард Бояков, его зам Захар Прилепин и, как говорится, другие товарищи. В качестве «оппонентов» театральным боссам были заявлены «участники дискуссии» — писатель Святослав Рыбас, почетный президент РГБ Виктор Федоров, помощник главы Минкульта Анна Усачева и еще несколько не менее заметных фигур. При этом присутствующие в зале члены Общественного совета чем-то напоминали «ревизионную комиссию» или надзорный орган, выполняющий контролирующие функции. Мы не случайно употребили слово «напоминали». Театральный дух проник и на это мероприятие, где «дискуссия» была настолько же правдоподобной, как картонное дерево на сцене или бутафорская еда из папье-маше.
Советское слово «одобрямс» — вот лексическая единица, с помощью которой можно описать происходящее. Все выступающие единодушны в том, что новое руководство делает все правильно, эффективно претворяя в жизнь обозначенные президентом задачи государственной политики. А Татьяна Доронина и ее сторонники — это такой Троцкий или, если хотите, Голдстейн из книги Оруэлла, пытающийся повернуть вспять локомотив истории.
Общий лейтмотив таков: нас отвлекают от работы, нам хотят помешать делать вещи, высоко оцененные уважаемыми людьми. Зато после Дорониной «пыль и мусор вывозили грузовиками» (во время реконструкции здания), да и письма свои к президенту и главе Следкома Александру Бастрыкину она написала «с огромным количеством грамматических ошибок». (Цитата из речи Эдуарда Боякова.)
Немало от участников мероприятия досталось и СМИ. «В информационной среде происходят волнения», — признал Лермонтов, имея в виду освещение в СМИ конфликта во МХАТе. «Медиа ориентированы на хайп», — прямо заявил господин Бояков. Зато доклад Михайлова о финансовых успехах театра под его началом и казенные речи о правильности репертуарной политики провозгласили «исповедальным действом», поблагодарив присутствующее тут же театральное начальство за откровенность и открытость.
А писатель Рыбас пошел еще дальше и предложил, опираясь на задачи, поставленные главой государства, провести аудит репертуаров всех театров (!) и вернуть к жизни идею госзаказа для постановок. И заодно законодательно запретить использовать русские культурные ценности в пошлых спектаклях. Какие органы должны решать, кто достоин ставить Чехова и Островского, а кто нет, оратор не пояснил.
Защищали, кстати, участники этого непонятного действа не только Михайлова, но и Ольгу Бузову. Мол, никто не захотел разбираться со спектаклем с ее участием, все ухватились за сенсацию. Казалось, что-то яркое и правдивое скажет Захар Прилепин, но и он посетовал только на то, что критики МХАТа не являются его зрителями.
— В Советском Союзе журналисты, чиновники и зрители, которые критиковали спектакли, приходили в театр... и только потом говорили свое мнение. Сегодняшняя ситуация кардинальным образом отличается от прежней: нас критикуют те, кто не пришел ни на один наш спектакль.
«А здесь прошли 15 постановок, три из которых — шедевральные. Ольга Борисовна, приходите в театр», — заявил он, заочно обращаясь к главе культурного ведомства.
Но вишенкой на торте стало то, что никого из сторонников Дорониной (а их — немало, и они неплохо организованы) в просторный зал огромного здания на Тверском бульваре не пригласили. Для критики и конструктивного обмена мнениями. А был монолог — скучный и отчасти абсурдный.
Иван Волосюк