«Бригадный подряд» существует дольше тридцати лет и выпустил более двадцати альбомов. Новая пластинка, несмотря на название и обложку, к образу музыкантов практически ничего не добавляет. Хотя группу по старинке причисляют к панк-року, они играют скорее типичный «русский рок», чуть тяжелее и провокативнее обычного. Приставка «панк» позволяет иной раз безнаказанно спеть какую-нибудь глупость, чтобы слушатель пожал плечами со словами «ну а что вы хотели, они же панки». При этом участники «Бригадного подряда» давно повзрослели - порой их эпатаж на деле не что иное, как попытка замаскировать накопившуюся усталость. Поддерживать надлежащий драйв профессионализма пока хватает, а вот искренне гореть идеями и шокировать наотмашь получается уже хуже.
Но в целом «Плоская Земля» воспринималась бы как нормальный альбом для 23-го в дискографии, если бы музыканты поставили вместо двенадцатого трека что-нибудь другое. Но двенадцатой на диске стала песня «Попса»- да-да, та самая, с помощью которой Юрий Шевчук пытался воевать с ненавистным музыкальным стилем. Напомним, что двадцать лет назад он собрал «лучших людей питерского рок-н-ролла», чтобы хором спеть «они прекрасные артисты, они всем хороши, у них должно быть все на свете, кроме души» и жуткий припев «О-о, попса - розовая пасть голодного пса». Ну что там говорить, это была очень плохая идея с ещё более худшим воплощением, одна из самых стыдных и позорных акций в музыкальной истории русского рока. Отказывать в таланте целому жанру, да ещё в такой бесталанной форме и беспомощных выражениях? И ведь никто не остановил, не намекнул, как это выглядит с точки зрения здравого смысла. Про эту песню сейчас очень редко вспоминают, и это справедливо - кому же захочется вспоминать свои косяки? Так было до тех пор, пока «Бригадный подряд» не решил её реанимировать и записать для альбома «Плоская Земля».
Использование этой песни почти в самом конце диска полностью переворачивает отношение к новому альбому. Ведь «Попса» теперь совсем не кажется искренним и обличительным треком, это какой-то гимн завистников и неудачников, которые свою душу не смогли продать только потому, что покупателей не нашлось. Возможно, «Бригадный подряд» хотел, чтобы номер выглядел смело и разоблачительно - по факту же получается, что немолодые панки разоблачают сами себя, заодно сводя к нулю все свои немногочисленные на этом альбоме удачи. Стремительная «Жесть» и не вполне пристойные «Руки-руки!», куртуазный «Петербургский романс» и песня про поклонниц «Девчонки» - неплохие треки, которые даже можно было бы назвать запоминающимися... Но на пластинке запоминается не это.
Алексей Мажаев, InterMedia