Светлана Копылова - актриса и автор-исполнитель, записавшая 18 студийных альбомов, из которых семь выдержаны в жанре «песни-притчи». Именно этот жанр Светлана считает главным в своей творческой жизни - и двухдисковый сборник, который так и называется «Песни-притчи», выглядит наиболее наглядной иллюстрацией к этому явлению. Пластинка содержит 48 песен, и это 48 поучительных историй, в доступной, порой назидательной форме помогающих слушателю научиться отличать добро от зла. Впервые услышав эти песни, вы, возможно, решите, что сюжеты и подача почему-то кажутся вам знакомыми. Где же вы это могли слышать, видеть или читать? Подсказка: например, в детских рассказах Льва Толстого, не лишённых нравоучительности, или в других произведениях классической гуманистической литературы. По словам Светланы, для неё самое главное - «найти интересный сюжет». Она не скрывает, что часто заимствует сюжеты: «Ищу везде, где только можно, потом подстраиваю уже под свой лад, под свою манеру - ведь надо преобразовать эту историю в стихи и положить на музыку».
На первый взгляд, такая стилистика и тематика бесконечно далеки от современного шоу-бизнеса. От шоу-бизнеса - возможно, но не от зрителя. Хотя выступления Светланы Копыловой регулярно собирают полные залы, рискну предположить, что потенциально они могут привлечь более широкую аудиторию. Это не развлекательная музыка, но в то же время она довольно простая и близкая очень многим людям. Для её восприятия даже не нужна какая-то предварительная духовная подготовка: нравственное воспитание будет подспудно происходить прямо во время концерта или прослушивания альбома.
«Песни-притчи» обходятся без сложносочинённых мелодий, а аккомпанемент ограничивается двумя гитарами (на одной из них в студии, между прочим, играет солист группы «Поющие гитары» Александр Ольцман). При этом Светлана Копылова постоянно рассказывает слушателю интересные истории - порой с удивительными сюжетами и парадоксальными финалами, заставляющими задуматься и соотнести услышанное со своими жизненными обстоятельствами. В песнях возвышенно-религиозные моменты довольно органично соседствуют с бытовыми, причём автор-исполнитель не стесняется использовать самые простые речевые обороты, обходясь без зауми. «Помните, Эдуарда Асадова поэты не принимали в свой круг, считая его скорее стихоплетом? Но именно от его стихов я ревела в детстве в подушку, именно его стихи воспитывали мою душу», - рассказывает Светлана в интервью. Это важный ключ к пониманию творчества Копыловой: как и потерявший на войне зрение поэт Асадов, она заботится о том, чтобы между ней и зрителем не было недопонимания и недомолвок, и предпочитает пылкий романтизм точности рифмы.
48 песен - это серьёзно, и на самом деле не все из них одинаково интересны, но за счёт разнообразия сюжетов публика всё же предпочтёт дослушать сборник до конца. Для тех, кто скептически относятся к идее божественных озарений, здесь есть доходчивые истории о преступлениях и наказаниях. А песни Светланы Копыловой про животных («Про собаку», «Про кота» и др.) - это просто готовые уроки доброты и милосердия; их крайне рекомендуется включать детям, хотя и любой взрослый может неожиданно для себя разрыдаться над ними.
Алексей Мажаев, InterMedia