Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Бросок на север

Сталин тайно собирал армию на Чукотке, чтобы завоевать Аляску?

Конец 1945 года. Мир радуется окончанию войны, которая, кажется, стала последней в истории. Ведь даже вчерашние заклятые враги – СССР и Британия с США – нынче стоят плечом к плечу. Однако в Москве понимают: новая война не за горами. Американцы, убедившись в мощи атомного оружия, явно попытаются применить его снова. Потому надо быть готовыми ударить по ним первыми – там, где они этого не ждут. Например, на Аляске.

Так обычно любители исторических тайн описывают историю появления 14-й ударной армии, созданной по личному распоряжению Сталина на Чукотке. Именно ей предстояло в случае нападения США на Советский Союз форсировать Берингов пролив, высадиться на Аляске и развернуть наступление, захватывая слабозащищённую территорию. Задача, как нетрудно заметить, была крайне дерзкой. Потому в качестве командира 14-й армии был выбран генерал Николай Олешев – герой Восточно-Прусской наступательной операции и мастер глубоких рейдов. Так, осенью 1945 года пароходы «Жан Жорес», «Ломоносов», «Джурма», «Кавказ», «Вторая пятилетка» и ещё девять других, приняв на борт личный состав и технику, вышли из владивостокского порта, взяв курс на бухту Провидения. Ещё недавно там действовал пункт по приёмке самолётов, которые в рамках ленд-лиза перегоняли из США лётчики. Теперь же вместо неё должна была вырасти полноценная военная база.

Она действительно появилась. С огромным трудом в жёстких погодных условиях за несколько лет были возведены казармы, ангары, аэродромы, пакгаузы, госпитали и даже типография, способная печатать газеты на английском языке. И только появление баллистических ракет, а затем смерть Сталина не позволили некогда русской Аляске «вернуться в родную гавань».

СССР может захватить любую из баз

Справедливости ради надо отметить, что американцы и сами пребывали в испуге, глядя, как в 86 километрах от берегов США летают самолёты и ездят танки с красными звёздами. Как писал историк Анатолий Уткин, в феврале 1948 года Объединённый разведывательный комитет выпустил доклад, в котором сообщал: Советский Союз «сможет захватить любую из наших баз на Аляске, находящуюся в радиусе действия советских транспортов».

Однако недаром говорят: «У страха глаза велики». Профессор Андрей Самохин в своей работе, посвящённой 14-й армии, констатирует: расхожая версия об атаке на Аляску выглядит героически, однако в действительности имеет мало общего с реальностью. Верен лишь главный факт – ледяная Чукотка действительно была набита войсками. Вот только предназначены они были не для нападения на американцев, а для защиты от них. Именно поэтому на Чукотке базировались не бомбардировщики, а истребители. В Кремле не без основания опасались десанта американцев, набравшихся опыта при форсировании Ла-Манша. Потому и было решено превратить Чукотку в неприступную крепость.

Насколько это удалось, вопрос спорный. Как пишет Андрей Самохин, в 1950 году состоялась проверка частей, дислоцировавшихся на Чукотке, с последующим докладом Сталину. Результаты её оказались печальными. Ревизоры сообщали: построить нормальные военные городки так и не удалось – из 355 объектов в 14-й армии возвели только 193. Не хватало жилья, служебных помещений, отсутствовало электричество, солдатам недоставало еды и обмундирования. На аэродромах отсутствовали бензохранилища, не было радиостанций и локаторов, отсутствовали тракторы для укатки лётных полей. Из-за этого аэродромы могли принимать только транспортные самолёты Ли-2 и Ил-12, а истребителям, предназначенным для перехвата американских бомбардировщиков, было просто некуда садиться.

Не в лучшем положении находились наземные и морские части. Укомплектованность частей 14-й армии автотранспортом и тракторами составляла лишь 21%. По какой-то причине в штабах, видимо, забыли, какая погода стоит на Чукотке, направив в 116-ю стрелковую дивизию колёсные тягачи, не способные тащить пушки по заснеженной тундре. А проверка базы кораблей 7-го флота показала, что та существует исключительно на бумаге – в действительности на ней имелся только один катер.

Почему так случилось, комиссия отмечала особо. Согласно её выводам многие офицеры воспринимали службу на Чукотке как наказание, отчего несли службу спустя рукава. «Существующее положение не гарантирует в настоящее время безопасность пограничных с Америкой районов Крайнего Севера», – указывалось в докладе.

Чукотский спецназ

О том, сколько человек после этого уехали ещё дальше на Север (хотя куда дальше-то?), а то и вовсе вместе с погонами лишились жизни, доступные историкам документы не сообщают. Однако в том, что соответствующие оргвыводы последовали, вряд ли стоит сомневаться. Совет министров СССР принял постановление о развитии Чукотского национального округа, в котором предусматривалась переброска на Север рабочих и стройматериалов, а Военное министерство СССР для решения кадрового вопроса вчетверо повысило денежное довольствие за службу на Чукотке.

Возросшую суету, естественно, заметили американцы, чьи разведывательные самолёты регулярно летали над Чукоткой. Вашингтон увеличил армейскую группировку на Аляске, вдобавок создав из эскимосов отряд добровольцев численностью 1500 человек. Одновременно для аборигенов, чувствующих себя среди снегов как дома и умеющих на своих каяках пересекать Берингов пролив не хуже, чем на кораблях, подыскали иную работу.

«Организованным наблюдением за поведением эскимосов, прибывших с Аляски, было установлено, что американцы стараются использовать этих эскимосов для сбора разведывательных данных о положении на Чукотке, – докладывал министр внутренних дел СССР Сергей Круглов. – Если в прошлые годы с американской стороны обычно приходили старики и женщины, в большинстве случаев имевшие на нашей территории бытовые и родственные связи, то теперь к советским эскимосам «в гости» прибывали мужчины в возрасте от 20 до 35 лет, как правило, не имеющие родственных связей в нашей стране. Американские эскимосы стараются получить путём расспросов данные о наличии на Чукотке советских войск, о состоянии экономики, военном строительстве и настроении населения».

Вражеский опыт было решено использовать. Как сообщал Круглов, начальнику 110-го пограничного отряда поступил приказ об отправке на Аляску агентов из числа «советских эскимосов». Перейдя границу, те выявили строительство военных городков в городе Ном и на мысе Спенсер. Кроме того, разведчики-аборигены обнаружили шесть аэродромов и две посадочные площадки на юго-западном побережье полуострова Сьюард, островах Св. Лаврентия и Малый Диомид, а в окрестностях Нома – три аэродрома, в том числе с подземными ангарами, а также искусственную бухту для морских катеров.

Заодно на Аляске произошёл не до конца понятный инцидент. Группа чукчей, переправившись через Берингов пролив, высадилась на Аляске и в районе города Ном напала на местных эскимосов, устроив настоящее побоище, после чего вернулась на советскую территорию. С одной стороны, ничего необычного здесь не было – отношения между чукчами и эскимосами примерно такие же, как между евреями и арабами. Столетиями одни нападали на других, грабя стойбища и уводя оленей, причём в большинстве случаев победа оставалась на стороне воинственных чукчей. Вот только возникает сомнение: точно ли в этот раз сыграла свою роль давняя неприязнь или же имела место операция советских спецслужб, в рамках которой чукчи под видом давней неприязни попросту вырезали эскимосов, дабы те больше не приходили шпионить?

Военные городки 14-й армии действовали на Чукотке ещё не одно десятилетие, пока не было принято решение о выводе армейских частей. В 80-х военные инженеры обследовали заброшенные строения, отметив, что те стоят, словно египетские пирамиды – без перекосов и трещин. Очередное наращивание сил на Чукотке началось несколько лет назад – СМИ сообщили о формировании дивизии береговой обороны и об укреплении системы ПВО. Хочется надеяться, что на этот раз внезапная проверка защиты Чукотки покажет иной результат, нежели тот, который увидели ревизоры в 14-й армии.

Игорь Киян

Источник

323


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95