Это неотъемлемый элемент русской зимы. На всех перекрестках появляются скульптурные группы: пирамиды из пластиковых канистр, заполненных синей или зеленой жидкостью, и приставленный к ним хранитель — как правило, уроженец Средней Азии. В бутылках — незамерзайка, без которой езда по залитому реагентами городу становится невозможной в принципе. Бутылки продают по 100—120 рублей, естественно, без всяких чеков, сертификатов качества и прочей атрибутики цивилизованной торговли. Но это никого не волнует: сертифицированная жидкость с чеком в супермаркете, во-первых, стоит на порядок дороже, а во-вторых, обладает таким запахом, что после получаса, проведенного за рулем, голова раскалывается даже у самых стойких. Оказывается, вопрос о том, какая незамерзайка лучше и безвреднее, вовсе не так прост, как может показаться на первый взгляд.
Синее море
Несколько дней назад столичная полиция провела операцию «Омыватель», направленную на изъятие из незаконного оборота незамерзающей жидкости. В ходе оперативного рейда в деревне Юдино Мытищинского района в старом коровнике обнаружили подпольную линию по розливу стеклоомывающей субстанции. В результате, по официальным данным правоохранительного ведомства, изъято две цистерны с 80 тоннами спиртосодержащей жидкости, около 60 тонн разбавленного красителя, пластиковая тара и этикетки. На самом деле изъятый контрафакт — капля в море, а выявленная подпольная линия — одна из тысяч работающих в ближнем Подмосковье и на окраинах столицы. Все дело в том, что это, пожалуй, один из самых прибыльных видов мелкого теневого бизнеса. Хотя насчет «мелкого» можно поспорить.
Сами торговцы не скрывают, что получают от 1000 до 1300 рублей за двенадцать часов работы. Если речь идет о торговле с машины, продавец выходит на сутки, получая соответственно 2600 рублей. Точка в оживленном месте, например на выезде на трассу, продает за смену в среднем более 300 пятилитровых канистр незамерзающей жидкости, точки похуже — 200—250. При этом оптовики средней руки покупают незамерзайку по 40 рублей, а само производство вряд ли выходит дороже десятки вместе с тарой. По данным ГИБДД, количество автомашин в Москве перевалило за 7 миллионов. Даже при том, что, допустим, лишь половина автомобилистов ездит зимой, каждый из них покупает минимум две бутылки незамерзайки в месяц. Для упрощения расчетов будем исходить из семи миллионов машин и одной бутыли. Умножаем на 100 рублей за бутыль, получаем 700 миллионов рублей — примерно 23 миллиона долларов. Таков минимальный ежемесячный оборот владельцев этого теневого бизнеса. Язык не повернется назвать его «мелким».
Схема торговли построена таким образом, что добраться до глубин «синего моря» практически невозможно. Допустим, сотрудники полиции приезжают с проверкой на точку торговли и находят там приезжего из Средней Азии. Максимум, что они могут сделать, — изъять партию паленки. Добраться до подпольного цеха очень сложно, поскольку бизнес построен на длинных цепочках посредников и прекрасно законспирирован. «Дилеры» первого уровня покупают тысячи бутылей, продавцы чуть поменьше — сотни, а уличные торговцы оперируют десятками. Естественно, поставщиков никто не сдает, поскольку конечного пункта — того самого, где затовариваются крупные продавцы, никто не знает. Как рассказали «Итогам» владельцы нескольких точек на юго-западе столицы, за крышу они платят местным полицейским по территориальному принципу, и те не только закрывают глаза на нелегальную торговлю, но и предупреждают, если готовится операция «Омыватель». Сумма отката смешна — 3 тысячи рублей в день, она собирается с нескольких продавцов.
Что же касается производств, то за ними тоже, как правило, стоят коррумпированные сотрудники силовых структур, на территории которых функционируют разливочные мини-заводы. Организация разливочного цеха не требует особых затрат, поскольку используются простейшие механизмы и рабский труд все тех же приезжих из Азии. С ингредиентами особых проблем тоже нет — метанол, который и составляет основу паленой незамерзайки, продается на территории России химическими предприятиями совершенно свободно, как и остальные ингредиенты «синего коктейля». Пожалуй, в этом и состоит одна из главных засад.
Для сугреву
Деление незамерзающей жидкости на легальную и нелегальную, по сути, началось 25 мая 2000 года, когда главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко издал постановление № 4 «О запрещении использования стеклоомывающих жидкостей, содержащих метиловый спирт». В нем было указано, что «у части населения отмечается низкий уровень культуры и гигиенического образования, а также пренебрежение к факторам, наносящим вред здоровью». Проще говоря, люди, которых Онищенко назвал «социально сниженными лицами», стали пить незамерзайку вместо водки, потому что она была дешевле и доступнее. При этом главный санитарный врач указывал: «Использование стеклоомывающих жидкостей по назначению не оказывает вредного воздействия на здоровье человека, что подтверждается многолетней практикой применения их за рубежом». То есть весь вред от метанола, по данным Онищенко, был исключительно в результате приема его внутрь.
С 2000 года единственной легальной незамерзающей жидкостью является субстанция, которая изготавливается на основе изопропилового спирта, смешанного с дистиллированной водой с добавлением поверхностно-активных веществ, а также ароматизаторов и иногда этиленгликоля. Только вот производство ее затратнее, и потому реализуется она почти вдвое дороже. В отличие от метанола изопропиловый спирт не так вреден для здоровья при приеме внутрь. К тому же он обладает едким химическим запахом, что и позволяет отличить его от обычного спирта. Но даже если несознательные граждане и пригубят жидкости на основе изопропилового спирта, то до летальных случаев вряд ли дойдет.
Экономический фактор
У нормальных с точки зрения общественной морали людей может возникнуть вопрос, почему они должны переплачивать из-за так называемых социально сниженных лиц, которым уже все равно, что пить, — лишь бы, как говорится, горело. Вопрос актуальный с учетом далеко не самых высоких потребительских качеств легальной незамерзающей жидкости. А претензий к ней у водителей хоть отбавляй. Первым недостатком является отвратительный запах, заполняющий салон сразу же после использования. Технолог одной из крупных фирм — производителей легального продукта пояснил, что запах — это свойство изопропилового спирта и основная задача химиков заключается как раз в том, чтобы от него избавиться при помощи различных отдушек и ароматизаторов. При этом технолог признает, что до конца победить запах пока ни им, ни их конкурентам не удалось.
Второй существенный минус легального средства для омывания заключается собственно в его чистящих свойствах. Когда температура воздуха переваливает за минус 10—15 градусов, многие автолюбители с большой опаской омывают лобовое стекло на скоростной трассе. Если в бачок залита незамерзайка, купленная на заправке или в магазине (там, как правило, продается легальная жидкость), она мгновенно покрывает стекло белой пленкой, существенно затрудняющей обзор. Как поясняет химик-технолог, «эта проблема в основном связана со свойствами изопропилового спирта. Он испаряется очень быстро, и на стеклах остается вода, которая образует ледяную пленку». Кроме того, заместитель руководителя испытательной лаборатории EcoStandard group кандидат технических наук Анна Ежова, занимающаяся экспертизой незамерзающих жидкостей, добавляет, что «в состав незамерзайки зачастую примешивают этиленгликоль — вещество, оставляющее жирные пятна и разводы на стекле». А еще, как рассказала эксперт, «у стеклоочистителей чаще температура замерзания выше, чем указано на этикетке, так как производители просто экономят на концентрации спирта». В результате уже при температуре минус 10 так называемая незамерзайка превращается в ледяную кашу.
Уже упомянутый выше экономический фактор как раз и влияет на третий, но далеко не последний минус легальной незамерзайки. Дело в том, что она существенно дороже той, которая продается вдоль дорог. И проблема здесь заключается не столько в жадности производителей, сколько в объективных причинах. Их две — цена изопропилового спирта и его характеристики. Оба этих показателя, не будь запрета главного санитарного врача, снижали бы конкурентные показатели легальной жидкости практически до нуля. Дело в том, что у водного раствора изопропилового спирта очень невысокие показатели по температуре замерзания по сравнению с метанолом. Согласно таблицам по органической химии, чтобы произвести раствор, замерзающий при минус 29 градусах, необходимо 70 процентов изопропилового спирта и всего 30 процентов воды. В банке, на которой написано «–20», долей воды и легального спирта должно быть поровну. Метанола при тех же температурных условиях в растворе должно содержаться 33 и 25 процентов соответственно. Но это не главное. Решающей является стоимость сырья.
Сегодня тонну изопропилового спирта по оптовым ценам можно купить примерно за 70 тысяч рублей. Тонна метанола стоит порядка 20 тысяч. Дальше — чистая арифметика. Тысяча килограммов спирта — это 1250 литров. Их нужно разбавить и разлить по канистрам. Если замешивать по-честному, то себестоимость пятилитровой банки легальной жидкости с температурой замерзания минус 30 градусов составит около 200 рублей. К этому нужно прибавить стоимость тары, воды, а также отдушек, красителей и ароматизаторов — еще порядка 10—15 рублей на канистру. При подобных же расчетах пять литров нелегальной метаноловой жидкости обойдутся производителю в 26 рублей. При этом отдушки и ароматизаторы в ее производстве не требуются — метанол не обладает запахом.
Выходит, что продающаяся по 100—150 рублей вдоль дорог незамерзайка никак не может быть легальной. Вряд ли кто-то в здравом уме станет торговать себе в убыток. И здесь перед потребителем встает вопрос выбора. На одной чаше весов — цена, атмосфера в салоне и безопасность, на которую влияет обзорность. Что могут положить на другую производители легального продукта, которые и сами признаются, что некоторые их проблемы пока не решены?
Альтернатива есть
Помимо административных мер в виде запрета главного санитарного врача, которые, судя по всему, не работают, на стороне незамерзайки на основе изопропилового спирта расположились эксперты-химики и врачи. Они утверждают, что метанол способен оказывать токсический эффект при попадании не только через желудок, но и через кожу, а также при вдыхании его паров. Особенно повышается риск хронического ингаляционного отравления метанолом при нахождении водителя долгое время за рулем. Врачи единодушны во мнении: метанол однозначно не тот субстрат, который должен использоваться в качестве незамерзающей жидкости.
Изопропиловый спирт, по словам Анны Ежовой, безопаснее метанола, но тоже не сильно полезен для организма: «При длительном воздействии он раздражает дыхательные пути и слизистые, вызывает головокружение. Наиболее подвержены риску воздействия испарений от жидкости дети».
Ситуация кажется безвыходной. Но решение проблемы есть. «Альтернативой является использование этилового спирта», — говорит Анна Ежова. Его применяли для омывания стекол еще в советские времена. Этанол не обладает резким запахом, легко выдерживает морозы, дешев и к тому же самый безвредный из всех спиртов. Однако против автомобилистов опять встали интересы государства. «Этанол запретили использовать исключительно по экономическим соображениям, потому что люди стали пить его вместо водки», — рассказал Владимир Нужный. Сегодня изготовитель имеет право при производстве омывателей использовать этиловый спирт в объеме, не превышающем 9 процентов. Если больше, нужно платить акциз, который составляет 85 процентов от стоимости канистры. Например, автопроизводители при продаже машин в России заливают в бачки стеклоочистителей жидкость, которая не пахнет. И она легальная. Правда, цена ее свыше 500 рублей за канистру.
У нас любят ссылаться на зарубежный опыт, однако в случае с незамерзайкой эта ссылка будет явно не в пользу легальной жидкости. Как рассказали «Итогам» в Федерации автовладельцев России, водители Европы и США десятилетиями омывают лобовые стекла своих машин метанолсодержащими жидкостями и прекрасно себя чувствуют. А вездесущие блогеры, активно ратующие за легализацию нелегальной незамерзайки, недавно выяснили, что из производимых у нас трех миллионов тонн метанола две экспортируются. В том числе и в Европу для производства зимней омывайки...
Владимир Крючков