Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Воодушевляя – воспитываем!

Конференция памяти Леопольда Сулержицкого дает уроки педагогического мастерства

Порой не знаешь, где найдешь, а где потеряешь. Речь о педагогике: ее гонят из школ, а она вон где пригрелась — в дополнительном театральном образовании. С 26 по 30 ноября в Москве прошла Первая всероссийская конференция по театральной педагогике имени Сулержицкого. Имя Леопольда Сулержицкого в названии конференции не случайно. В отличие от Станиславского и Вахтангова он не был режиссером, хотя руководил первой студией МХТ. Им двигала великая педагогическая идея: воодушевляя театром, воспитываем человека. Живое — от живого. О том, как много общего у театра и педагогики, говорили на открытии конференции.

Потребность в талантливой молодежи

Вы удивитесь, но первую московскую школу-студию открыли в 1943 году. Война, лишения, до победы еще далеко. Тем не менее руководство страны видело смысл развивать искусства и поддерживать талантливую молодежь. Об этом говорил Авангард Леонтьев, народный артист России, лауреат Государственной премии, педагог Школы-студии МХТ.

И далее: школы-студии светят двойным прометеевым огнем, огнем и педагогики, и искусства. Дети приходят, чтобы обжечься этим огнем и стать другими, стать выше, чем были. Режиссер театральной студии создает вокруг себя новую семью, тесную, с особой связью между участниками. Создает Студию.

Не организации и не школы, а именно личности учат чему-то особенному. Учат своим примером, передают знание о высоком.

Анатолий Смелянский, нынешний ректор Школы-студии МХТ, напомнил о русском театральном идеализме, который исповедовал Сулержицкий: «Только идеалисты способны создавать прекрасное. Талантливый педагог всегда идеалист».

Миссия, а не служба

Тот самый человек-артист, которого воображал себе Александр Блок, в этом разговоре словно ожил. Ему тут дали воздуха. Адольф Шапиро, художественный руководитель рижского ТЮЗа, говорил о слабости ставки на человека прагматического — излюбленная мысль Сулержицкого.

— В свое время Станиславский сделал «открытие»: театр направлен на зрителя, нацелен на успех. В этом была его беда. Нельзя же все время думать о том, чтобы всем нравиться, угождать, чтобы быть коммерчески успешным. Идти на поводу у интересов публики невозможно. Угождать — зачем? Не угождать, а обновлять, изменять людей, воспитывать, в конце концов.

Это правильно: человеку при встрече с высоким непонятно и трудно. Но иначе как можно пробудить в нем нечто отличное от того, что он видит каждый день вокруг себя: быт, повседневность, зашоренность.

А тяга к высокому, хорошему есть в каждом, даже если человек не отдает себе в этом отчета. Кто-то должен сказать ему: ты стремишься, ты тянешься познавать лучшее, ты хочешь, потому что ты к этому предназначен!

И еще одна педагогическая идея Сулержицкого: взаимодействие спасает людей всегда и от всего.

— Он нес эту мысль в люди, — продолжал Адольф Шапиро, — смотрите друг на друга, слушайте друг друга, не будьте замкнуты в себе, общайтесь, занимайтесь совместным творчеством. Это единственное, что может удержать нас на светлой стороне. И в этом смысле я готов согласиться с Мейерхольдом: театр могут спасти дилетанты. А дилетантов... дилетантов спасет театр.

Чтоб не наступили сумерки человеческой природы

Слушаешь прославленных театралов, и сердце охватывает волнение: все-все и про нас — про школу, учителей, — быть может, еще более точно, чем об этом можно сказать внутри и на языке нашего сообщества.

Лев Додин, народный артист России, режиссер:

— Главное, что должен помнить театральный педагог, — не надо стремиться делать из студийца великого артиста. Это не нужно. Прежде всего — самому педагогу. Великие режиссеры никогда не мерили свое мастерство знаменитыми учениками. Не нужно и ребенку, ведь нет ничего более значимого, чем открыть ему путь к улучшению собственной природы.

Как же хорошо: никто в этом зале не усмехался, не спрашивал: «а как же мерить?», «а где результат?», «а за что вам платить, товарищи педагоги?» И как бы само собой разумелось: каждый педагог — обязательно хороший человек, интересный в своем поиске. Ведь войдя в класс, встретившись с учителем, молодой человек, быть может, меняет свою судьбу. И уж точно улучшает свою природу.

...Увы, на чисто педагогических мероприятиях, которые приходилось посещать в последние годы, все другое, все другие: «без слез, без жизни, без любви».

Но как бы нам это вернуть, ведь не забыли же...

Елена Коротеева

750


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95