«Улыбайтесь, господа!» — призывал когда-то Олег Янковский в образе «того самого Мюнхаузена». Вряд ли этот призыв долетел за океан — тем не менее, западные звезды ему свято следуют. Особенно на церемонии «Оскара». Как обожают друг друга под прицелом камер Роберт де Ниро и Стивен Спилберг, Шарлиз Терон и Мерил Стрип, Джон Траволта и Ричард Гир... далее по списку.
На наших же «Никах» и «Орлах» в кадр попадают вымученные улыбки и взгляды коллег, в которых читается: «И за такую дрянь дали?!». Эх, не помнят барона!
Конечно, американская привычка «смайлить» не только воспитана с детства, но, в данном случае, поддержана многочасовыми репетициями. У нас же все решается почти экспромтом и в не самых подходящих для этого залах. Словом, есть куда расти...
Особых сюрпризов «мистер Оскар» на этот раз не принес. Почти все фавориты оказались отмечены. Нам напомнили еще раз о главных американских ценностях. Внятнее всего на эту тему высказались «Линкольн» и «Операция «Арго». Первый — нацеленный в славное прошлое. Второй — в не менее славное для Америки настоящее. Славься, Америка! Вполне логично, что основные призы разделены между ними.
И сокрушаться тут особенно не о чем — и без лупы видно, что шедевров среди номинантов не наблюдается (кроме, пожалуй, «Любви»). В основном — сильные мейнстримовые ленты с хорошим коммерческим потенциалом...
Для приличия поощрили бунт Тарантино против рабства, но отметить как открытие дивную ленту дебютанта Бена Зайтлина «Звери дикого юга» у академиков духа не хватило...
Актерские призы очевидны, но не бесспорны. Дэй Льюис, создавший образ главной «иконы» в истории США — президента Линкольна, все-таки сыграл оживший памятник. Ну а награда Дженнифер Лоуренс за роль в картине «Мой парень псих» вообще-то загадочна... Правда, один из продюсеров проговорился в кулуарах, что «много вложил в рекламу» и «это должно принести плоды»...
Вот победа Энн Хэтэуэй в «Отверженных» (она сыграла страдалицу Фантину) вполне объяснима — роль просто на разрыв аорты. Как и признание «Любви» «Лучшим фильмом на иностранном языке»...
Оскар, конечно, игра. Шоу. Но высокого, даже государственного класса. Поэтому появление в кадре Мишель Обамы, вручающей главный приз, мягко напоминает о сверхзадаче премии. А казус Аффлека не только в том, что из хорошего актера он внезапно превратился в очень хорошего режиссера. Но еще и в том, что он оказался в нужном месте с нужной темой. Вопрос, сможет ли он снять что-то вроде «Любви» остается открытым... А пока Большой Американский Брат, справедливый и бдительный, спешит на помощь всем униженным и оскорбленным. Вы еще сомневаетесь? Тогда он идет к вам!
Наталья Боброва