Камерный зал имени Булеза уже в четвертый раз становится резиденцией Недели Шуберта. В программе только Lieder, причем прославленные исполнители делят площадку с юными, а концерты и открытые мастер-классы продолжаются скрупулезной академической работой в аудиториях. Бессменный куратор недели Томас Хэмпсон убежден, что Францу Шуберту есть что сказать нам, сегодняшним.
Пересчитывать все варианты интерпретации открывшего фестиваль цикла «Зимний путь», накопившиеся за без малого двести лет, занятие неблагодарное. Историю трагической любви и поисков утешения в смерти, изначально предназначенную для тенора и фортепиано, уже пели басы, баритоны и сопрано; ее превращали в балет, графическую инсталляцию, кино и разбирали на атомы в томах научной и художественной литературы. Но стремились ли эти трактовки раскрыть замысел автора или продемонстрировать подход артиста, во главе угла каждый раз оказывалась личная история, сконцентрированное частное переживание. В эпическое измерение лирику Шуберта отчасти выводила оркестровая версия Ханса Цендера, разрушающая гармонию ужасами звучащего ХХ века. Томас Хэмпсон и Вольфрам Ригер, его постоянный пианист, сумели найти это измерение в оригинальной камерной версии.
Если принимать их выступление за объект научного исследования, ключевыми словами станут «цикл», «шарманка», «память», «гиперреализм». За каждым из них — манера исполнения: яркие крещендо, вспышки ярости и нежности, гордости и раскаяния, объемная картинка сотканного голосом пейзажа и одновременно подчеркнуто механистичные звуки рояля, в зачинах песен подсказывающие будущие воспоминания. За каждым — эстетическая концепция. Хэмпсон не пытается реабилитировать инфантильное упоение страданиями, облеченное в «унылый романтизм» Шубертом едва ли не удачнее, чем Байроном. Его «Путь» — это путь зрелого человека, он состоит из воспоминаний, намертво пробитых на валике шарманки, и каждый шаг на этом пути предопределен и прожит неоднократно. Хэмпсон не играет в поддавки ни с собой, ни с публикой, делая вид, что открывает эту перепетую музыку заново и проживает ее со свежими, спонтанными реакциями. Он подчеркивает цикличность, принятие давно случившегося, а трагичность мироощущения у него связана не с изменой, а с утратой.
Возможно, утратой не только личной, но и мира как целого: от песни к песне горизонт лирического героя все расширяется, заледеневшая земля перестает быть аллегорией его внутреннего состояния, а три солнца в небе уже не поэтическое преувеличение помраченного сознания. И если гиперреализму как художественному течению свойственно делать акцент на социальных проблемах, то постапокалиптический «Зимний путь» Хэмпсона—Ригера можно считать ярчайшей антивоенной и антиядерной агитацией, в одном ряду с давними предостережениями Рея Брэдбери или совсем недавним «Фиолетовым снегом» Беата Фуррера, который сейчас звучит со сцены соседней с Залом Булеза Берлинской оперы.
Отсутствие задачи сыграть влюбленного юнца влечет за собой не только меняющуюся вокальную интонацию. Преподнося историю с дистанции памяти, Хэмпсон строит цикл как музыкальную форму, выступая фактически дирижером, и жесты его во время пения отражают не эмоции, а нюансы агогики. Музыкальная логика определяет драматическую, а не наоборот: даже единство темпа в первой и двадцатой песнях цикла манифестирует их сюжетную связь.
Музыкальной и музыкантской логикой руководствуется Хэмпсон-куратор. На концертах Недели Шуберта поют звезды камерного репертуара Ангелика Кирхшлагер, Андре Шуэн, Кристина Ландсхамер, за роялем — Джулиус Дрейк, Даниэль Хайде и Герольд Хубер. Еще три вечера отданы молодым певцам, чьи имена, возможно, стоит запомнить: Марие Зайдлер, Эма Николовска, Киран Каррел, Юсси Юола, Шон Майкл Пламб, Яцзе Чжан (выступающие под рояль маститого Хартмута Холля). В их биографиях отведено важное место обучению Lieder, а значит, и оперные их выступления наполнены смыслом и техническим мастерством. В программу фестиваля входят также два открытых мастер-класса и отчетный концерт студентов Академии Баренбойма-Саида: кураторская и преподавательская работа Томаса Хэмпсона неотделима от исполнительской — открытой миру и переосмысливающей этот мир через музыку.
Татьяна Белова