Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

«Будущее — за театральной антрепризой»

Народный артист России Юрий Чернов — о творческой независимости, пагубной зависимости и хорошей зависти

Под Новый год москвичи и гости столицы могли увидеть в деле замечательного комедийного актера Юрия Чернова. 30 декабря он играл в спектакле «Насмешница Фаина» (ДК имени Зуева), 31-го — «Любовь и голуби» (Музей Высоцкого). В беседе с «Известиями» народный артист России вспоминал, зачем пошел в цирковое училище, как попал в театр, а также рассказал о своем сходстве с клоуном Олегом Поповым и съемках в фильме «Приключения Электроника».

 

— Помнится, раньше вы играли в Театре сатиры, но сейчас ушли в антрепризу?

— Да. Это независимость, за антрепризой, уверен, будущее. Почти в каждом спектакле пытаюсь использовать свое умение либо жонглировать, либо играть на инструментах. В спектакле «Жена-интриганка», например, играл на балалайке.

— Как относитесь к репертуарному театру? Его еще называют театром-домом.

— Сейчас уже, к сожалению, почти нет такого явления как театр-дом с его содружеством актеров.

— Многие уверены, что и кино уже не то.

— Какие были актеры! Например, Леонид Харитонов — как он сыграл солдата Ивана Бровкина! Многие картины имели успех именно благодаря талантливым артистам. Мне посчастливилось сниматься с Леонидом Харитоновым в сказке «Там, на неведомых дорожках». Он играл царя Макара, а я писаря Чумичку. Харитонов был скромный, лишенный «звездности» человек.

И еще — в фильмах звучали замечательные песни. К сожалению, таких уже нет, как нет и композиторов. Почему? Да потому что продюсер считает каждую копейку. И правда, «зачем нужны какие-то песни». Сегодня можно назвать лишь 1–2 картины, мелодии из которых ушли в народ, а раньше… 

— Дело только в деньгах?

— Не только. Сегодняшнему автору непонятно, про что писать. Популярные темы: бандиты убивают, расстреливают, грабят. Жены изменяют мужьям, мужья — женам.

— Вы меньше снимаетесь в сегодняшнем кино, потому что не верите в него?

— Просто потому что очень люблю театр. Я приехал из Куйбышева поступать в Москву в театральный. С детства нравилось выходить на сцену нашего Дворца культуры. Мальчишкой играл в народном театре вместе со взрослыми, рабочими завода «Прогресс». А кино — это другое.

До сих пор не понимаю, как в первый съемочный день мы снимаем финал картины, где твоего героя либо убивают, либо он уезжает. А потом через три дня или неделю снимаем начало фильма, потом середину. И потом — как так получается, что идет развитие твоего персонажа, а ты не принимаешь в нем участия? Всё создает режиссер и монтажер, которые склеивают кадры. Порой так склеят, что от твоей роли ничего не остается. На сцене все по-другому. Я вышел, играю, говорю, пою — проживаю свой образ.

— Кроме театра, вы выбрали еще цирк, почему?

— Цирк я не выбирал, он меня сам выбрал. На Трифоновской улице в Москве было общежитие ГИТИСа, где проживали иногородние ребята — абитуриенты. Я приехал с гитарой, и меня один парень, который поступал в цирковое, попросил ему подыграть на экзамене. В училище меня увидела некая женщина и предложила принести к ним документы. Как потом оказалось, она служила в учебной части, ее очень любили и уважали все студенты. Это была Антонина Парфентьевна Майхровская, сыном которой был известный клоун Май — Евгений Майхровский.

— Она не говорила потом, чем вы приглянулись?

— Она увидела во мне потенциал клоуна, и я был похож на Олега Попова. Потом была однокурсница, которая при встрече часто называла меня просто «Олежка».

— С Олегом Поповым встречались?

— А как же! Был такой двухсерийный телевизионный фильм «Карнавал» о жизни клоунов. Олег Константинович сыграл в нем главную роль. А я — юного клоуна. Пел трогательную песню, которую написал Юрий Михайлович Чичков.

— Кто еще из великих цирковых деятелей учился с вами?

— Например, народный артист России Сергей Игнатов. Великолепный жонглер. Приходим утром, а Сережа жонглирует кольцами в манеже. Выходим в обед — продолжает  жонглировать. Отзанимались, уходим, а он остался, у него с собой термос, бутербродики. Заканчиваем учиться, а у Игнатова готов номер, который потом закупили многие страны мира. На гастроли уже ждали в Канаде, Америке, Японии.

Много лет спустя как-то встречаю я Сережу Игнатова на улице, он приглашает на представление. Мы пришли с дочкой, женой. После первого отделения приходим к нему за кулисы, а он репетирует: мы и не заметили, что какой-то трюк у него не получился. Вот это и есть труд циркового артиста. А в кино в перерывах между съемками артисты могут пойти покурить. Цирковые — труженики великие.

— И все же, несмотря на то, как вы любите цирк, из театра не ушли.

— Артист театра играет роли, а клоун — это маска. Да, есть высший пилотаж, такие клоуны, как Карандаш, Попов, Енгибаров, Никулин, Шуйдин, Щукин, Серебряков, но их совсем немного. А я всегда мечтал играть разные роли. В одном спектакле я один, в другом — другой.

— Помню вас в кино как «папу Электроника», вы многим именно в этом образе запомнились.

— Не так давно был юбилей картины «Приключения Электроника», мы встречались у Малахова с братьями Торсуевыми, которые сыграли близнецов. Говорю: «Ребятки ну, где мой сын, покажись?» Один отвечает: «Я, папа». До сих пор их друг от друга не отличаю. Видимся с ребятами иногда на съемках программ.

— Электроник во времена СССР был просто кумиром поколения.

— А в моей роли не было ничего особенного, просто подъезжал к дому на большом рефрижераторе. Режиссер картины, думаю, взял меня в фильм, потому что до того я сыграл двоечника в «Доживем до понедельника». И он решил провести такую параллель — якобы у бывшего двоечника растет замечательный ребенок, который подружился с роботом.

— И все же пророческий фильм был, машины людей сегодня побеждают.

 Вот вам и фантастика. Взять хотя бы мобильные телефоны. Какое-то время назад трудно было себе представить, что можно ехать в поезде или на машине и разговаривать с человеком, который находится на другом конце света.

Однажды рассказываю о фильмах со сцены в исправительной колонии для несовершеннолетних, забыл выключить мобильный, и мне позвонили. Взял трубку — объясняю: «Извините, пожалуйста, не могу говорить, выступаю перед хорошими ребятами, которые сидят в зрительном зале и внимательно меня слушают». Положил трубку в карман и говорю: «Ребята, посмотрите, как изменились технологии, кто бы мог подумать 15–20 лет назад, что такие вот телефоны будут возможны. Изменился мир, а человеческое сознание стало жестче, люди озлобились, что с нами происходит?» Потом начальник колонии меня благодарил — беседа и фрагменты картин с моим участием произвели на ребят большое впечатление.

— Вы выступали в тюрьмах?

 И не только в наших, но и в американских. И у нас, и у них там очень благодарные слушатели. Люди с алкогольной зависимостью тоже были моими зрителями. У меня был период, когда возникали сложности с алкоголем, а потом я несколько лет не брал в рот ничего спиртного. 

Как режиссер я сделал концертную программу на алкогольную тематику, и наша группа — актеры и врачи-наркологи — уехали в Америку для обмена опытом. Давали концерты, врачи выступали с лекциями. Помню, фото с наших выступлений печатали на первых полосах местных газет, везде была информация о том, что мы прибыли из России.

— Вы часто бываете на кинофестивалях. Какие встречи вам запомнились?

— Как-то меня пригласили на кинофестиваль во Владивостоке «Меридианы Тихого». И повстречался мне там смешной, обаятельный человек в шляпе. «Кто же такой? — думаю. — На актера не похож». Оказалось, что это сын знаменитого Юла Бриннера, кумира моего детства, актера, который сыграл в фильме «Великолепная семерка». А приехал он во Владивосток, потому что это родина его отца.

Я очень любил Юла Бриннера, знал о нем и по дружбе с Лешей Димитриевичем — тот самый наш знаменитый эмигрант, песня которого «Я милого узнаю по походке» стала классикой. Юл Бриннер, кстати, известен мне не только по киноролям, но и по песням, которые он пел с Димитриевичем. Вместе они, к сожалению, записали только один диск

— Любите музыку?

— Очень люблю блюз и джаз. Дома на первом этаже слушаю радиостанцию «Орфей», а на втором — джаз. Рок-н-ролл мне тоже не чужд. На фестивале «Киношок» я был председателем детского жюри «Киномалышок». Приехали в Крымск, и девочка, которая входила в состав жюри, неожиданно запела рок-н-ролл. И как запела! Я пустился в пляс. В фойе с одной стороны стоят кадеты, с другой — первоклассники в белых рубашках. А дедушка Юра отплясывает рок-н-ролл. А кадеты знаками показывают, мол, молодец, старик!

— Вы когда-нибудь испытывали зависть?

— Иногда смотришь спектакль или фильм и думаешь: «Как жаль, что я в нем не играю». Только так.

Марина Суранова
Источник

470


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95