Продолжаем публикацию интервью Андрея Ванденко. Разговор, состоявшийся в 2009 году, с режиссёром Валерием Тодоровским.
Данила Трофимов, редактор 1001.ru
25 декабря на экраны выходят "Стиляги" Валерия Тодоровского. Картину уже успели назвать лучшим фильмом Нового года, хотя ей еще предстоит доказать право на титул в борьбе со стартующим аккурат 1 января "Обитаемым островом" Федора Бондарчука. "Итоги" уже писали, что российский прокат с его весьма ограниченным количеством кинозалов не вынесет двоих. Осталось узнать, согласны ли с приговором участники забега. Первым на дистанцию выходит Тодоровский, ему и слово…
- Слышали, Валерий? Наиболее нетерпеливые и азартные граждане уже заключают пари, пытаясь предугадать, вы ли утопите "Обитаемый остров", для краткости переименованный в "ОО", либо же Федор Сергеевич поставит подножку вашим "Стилягам".
- И кто фаворит, чьи шансы оцениваются выше?
- Пока букмекеры путаются в показаниях, не могут прийти к единому знаменателю.
- Это радует. Однако почему все сводят к нашему с Федей соперничеству? Не скрою, хочу победить в споре, как вы выразились, с "ОО", но искусственное нагнетание темы удивляет. На новогодние праздники приходятся и другие премьеры. К примеру, "Любовь-морковь 2". Не вижу трагедии в том, что фильмам придется конкурировать. Нормальная мировая практика! Есть периоды релизов, к которым прокатчики приберегают потенциальные хиты. В Америке, если не ошибаюсь, это День благодарения, у нас - Новый год. Еще недавно в России подобного опыта не было, с "Ночным дозором" он появился. И это хорошо. Значит, есть за что бороться.
- Пряников по обыкновению не хватит на всех. В данном случае - зрителей. Вот сколько копий "Стиляг" напечатано?
- Тысяча.
- И у "ОО" столько же. А современных кинотеатров на всю необъятную Родину куда меньше. И как это счастье делить?
- Но можно ведь на нескольких сеансах крутить один фильм, а потом второй или третий.
- Дистрибьюторы, по слухам, выдвигают жесткие условия по обязательному количеству ежедневных показов.
- Не относитесь слишком серьезно ко всему, что пишут и говорят по этому поводу. Идут тактические игры, ситуация меняется буквально каждый час. Думаю, в итоге удастся найти компромисс, устраивающий всех. А пока кипят страсти. Как и положено у творческих людей. Искренне желаю тем, кто вложил большие деньги в производство фильмов, вернуть их. Это пойдет на пользу нашему кино.
- Но в битве гигантов выживут не все.
- Да, мы родились в стране, где любят бросаться в крайности, оттого и рынок у нас своеобразный, предельно жесткий. Вероятность напороться, оказаться в пролете существует, но так бывает всегда, когда начинаешь заниматься чем-то реальным. Не проигрывает лишь тот, кто ничего не делает. Но он, по сути, и не живет. Я впервые вторгаюсь на территорию коммерческого кино да еще с фильмом, снятым в не самом типичном для России жанре. Это увеличивает риски, однако меня такая перспектива лишь заводит. Существует ошибочное мнение, будто перед тем, кто сделал дорогой фильм, все должны расступиться. Дескать, я потратился круче других, поэтому мне нужно много залов, чтобы отбить бабки. Подвиньтесь! А с какой, собственно, стати? Докажи, что ты лучший! Когда в 2000 году я пришел работать на телеканал "Россия", там многие люди на полном серьезе считали, будто никто из коллег-телевизионщиков не будет выставлять в прайм-тайм против их премьеры свой новый продукт. Мне говорили: "Это же бред!"
- А вы парировали: "Нет, классическое контрпрограммирование"?
- Доказывать ничего не потребовалось, уже через год один русский сериал пытался забить в эфире другой. Работающим на ТВ пришлось смириться с мыслью, что аудиторию надо завоевывать. Надо привыкать к подобным реалиям и тем, кто делает большое кино. Не вижу почвы для конфликта. Прокатчики люди прагматичные и даже циничные: они будут крутить то, что приносит им прибыль. Здоровая конкуренция! С другой стороны, неправильно считать, будто шансы на успех у зрителей имеют лишь блокбастеры. Крупные вложения - отнюдь не гарантия успеха. Пока в кинотеатры ходят преимущественно подростки, а у них вкусы специфические. Если удастся заманить в залы сорокалетних, мы получим качественно иной кинематограф. Но сегодня дела выглядят таким вот образом, и в этих условиях "Стилягам" предстоит помериться силами с "Обитаемым островом". Посмотрим, кто кого, ждать осталось недолго.
- Бондарчук вам друг, но истина дороже?
- Уверен, на личных отношениях эта история не отразится. Наша дружба не вчера началась и не завтра, надеюсь, закончится. Полтора года назад Федя снимал в Крыму свой фильм, а я в Минске - свой, мы периодически перезванивались и, зная, что нашим еще не завершенным картинам предстоит конкурировать в прокате, весело шутили по этому поводу. Уже тогда.
- Вы видели "ОО"?
- Нет, а где? На закрытые показы для узкого круга избранных я не хожу. Хочу посмотреть картину на большом экране, с нормальным звуком. Собираюсь на премьеру, а Федя, надеюсь, до того придет ко мне. Даже не так: куплю билет на "Обитаемый остров" на обычный сеанс в соседнем с домом кинотеатре. Поддержу друга рублем.
- Долг платежом красен?
- Не буду требовать, чтобы мои товарищи в качестве ответного жеста шли на "Стиляг" через кассу. Это дело добровольное.
- Чьими деньгами, кстати, вы рисковали на проекте? Речь ведь, насколько понимаю, идет о восемнадцати миллионах долларов.
- Половину суммы дал канал "Россия", остальное добавили государство и частные инвесторы. Люди мне поверили, и я чувствую моральную ответственность перед ними. Возвратить бы потраченное, о прибыли пока не говорю.
- Не странно ли, что пиар-поддержку "Стилягам" оказывает Первый канал, который прежде не был замечен в теплых чувствах к конкурентам со второй кнопки?
- Хорошая тема! На мой взгляд, произошел уникальный случай, масса обстоятельств совпала в одной точке.
- Одно из них - давешняя ссора Эрнста и Роднянского, двух продюсеров-тяжеловесов, о которой так много говорили?
- Знаете, слухов ходило много, но ни тот ни другой ни разу при мне не проронили об этом ни слова, хотя я общаюсь с обоими. Кроме того, если уж просчитывать конспирологические версии, у Константина Львовича был в запасе "Адмиралъ", который и без Нового года собрал в прокате около сорока миллионов долларов. Эрнст мог придержать фильм на пару месяцев и потом долбануть им по "Обитаемому острову", если бы преследовал какую-то тайную цель. Хочу верить, дело в ином: Косте понравились "Стиляги", это главное. Леня Ярмольник, что называется, по дружбе показал Эрнсту картину, и тот завелся. Прежде он выходил в прокат исключительно со своими фильмами, а тут увидел новую цель. Константин Львович - человек амбициозный, видимо, ему стало интересно поддержать чужой проект.
- Не помешал бы кризис триумфальному шествию "Стиляг" по стране. Народу сейчас не до кино.
- На сей счет существует два диаметрально противоположных мнения. Оптимисты считают, что в период депрессий кинематограф расцветает. Люди ищут отдушину, чтобы хотя бы ненадолго отрешиться от навалившихся проблем. По идее, и билеты могут подешеветь, поскольку цены на них порой неоправданно задраны. Но есть и пессимисты, рассуждающие примерно как вы. Мол, все будут сидеть по квартирам и пить с горя водку. Вот сейчас у нас и появляется возможность проверить, кто прав.
- Вы на чьей стороне?
- Я посередине. Не верю в безумный ренессанс, но глубокого падения тоже не жду. Кино останется востребованным. Да, сегодня приостановлено много проектов, мне удивительно, что кто-то вообще продолжает снимать. Но пока речь идет не о кризисе, скорее это результат охватившей всех паники. Никто не понимает, что будет через полгода, и на всякий случай люди перестраховываются, берут паузу, выжидают. Думаю, к лету ситуация прояснится, станет ясно, что сколько стоит, кто конкурентоспособен и жизнестоек. Тогда начнется оживление. Если абстрагироваться от вполне осязаемых неудобств и трудностей, с которыми мы все столкнулись, и взглянуть на процесс в целом, надо признать, что эта встряска определенно на пользу. В последние годы в нашем кино творился полный беспредел, так долго продолжаться не могло.
- Объяснитесь, Валерий.
- Пожалуйста. Российский кинематограф развивался вширь, а не вглубь. Количество фильмов не соответствовало их качеству, реальные отношения со зрителем - понимание, что и для кого снимается - были размыты, возникла иллюзия, будто денег в стране немерено, в кино потянулись случайные, странные люди, цены на технику и ее аренду улетели в космос. Словом, бред, симптомы которого можно долго перечислять. Дошло до того, что рекламный ролик оказалось дешевле снимать в Нью-Йорке, чем в Москве. Отдельная тема - неконтролируемый рост зарплат и гонораров. Артисты абсолютно сошли с ума! Ненормально, когда студент второго курса театрального института имеет пять предложений одновременно. Молчу, что молодому человеку полезно было бы чуток подучиться, овладеть ремеслом, но у него ведь еще и психика неустойчивая, мозг несформировавшийся. При этом почти у каждого - свой агент. Часто безграмотный, необязательный, хамоватый, ничего не смыслящий в серьезном деле, за которое взялся. В итоге бесконечные проблемы…
- Какого рода?
- Спросите у любого режиссера со стажем, он расскажет массу историй, с каким непрофессионализмом начинающих актеров постоянно сталкивается. Вопрос не в сумме. Можно заплатить большой гонорар, но надо понимать за что. Когда же человек подписывал контракт и не приезжал на съемку, обнаруживался вместо Москвы, к примеру, в Одессе, тут уже впору не платить, а штрафовать. Вот в чем кошмар!
- И вы это хлебнули?
- К счастью, нет. Я очень дотошно подбираю людей. Со съемочной группой много лет работаю на разных проектах, молодых артистов для последнего фильма успел выдернуть прежде, чем ребята распробовали вкус сериалов.
- Слышал, вы и "Тиски" снимать стали, чтобы заполнить паузу, возникшую со "Стилягами".
- Я уже отобрал актеров, но начало съемок откладывалось, поскольку не были готовы декорации, не вся музыка написана. Нам грозил перерыв в полгода, а то и больше. Понимал: команда может разбежаться по другим площадкам, а сохранить ее очень хотелось. У меня лежал сценарий "Тисков", который изначально я думал отдать другому режиссеру. А тут он оказался весьма кстати. Там нашлись роли для всех моих ребят. Проект, возникший как вынужденный, быстро перестал быть таковым, мы погрузились в него с головой.
- Легко вырвались из "Тисков"?
- Это произошло естественно. Нам удалось за два года снять два совершенно разных фильма. Прежде у меня подобного опыта не было, и я абсолютно о нем не жалею.
- Но с идеей мюзикла вы ведь носились давно?
- Верно, история с бородой. Мой друг Юра Коротков написал сценарий лет десять назад. А может, и все пятнадцать. Сперва его нельзя было реализовать из-за дороговизны. Когда же я понял, что смогу собрать деньги, решился на проект, хотя все-таки предпочел бы называть его музыкальным фильмом.
- В чем разница?
- Слова "мюзикл" стараюсь избегать, поскольку в России оно имеет негативный оттенок и способно отпугнуть зрителя. Меня многие друзья и коллеги отговаривали, советуя не связываться. Мол, жанр опасный, люди не поймут, в нем чудится что-то чужеродно-иностранное. Я не стал слушать "антисоветчиков", зная, что хочу снять абсолютно нашу историю, где главным останется сюжет, перемежающийся песнями и танцами. Только и всего! На мой взгляд, это плюс. Особенно на праздники.
- Саундтрек отдельным тиражом выпускать планируете?
- Обязательно! В фильме звучат десять песен. Плюс две, которые не вошли в окончательную версию. Обидно, если их не услышат. На мой взгляд, Костя Меладзе написал отличную музыку. В полном смысле слова стильную.
- Жаль, первоначальное название картины "Буги на костях" не устояло. В нем чувствуется колорит времени.
- И мне нравился тот вариант, но прокатчики возражали, я вынужден был уступить. Опросы фокус-групп показали: при упоминании костей у людей возникали ассоциации с каким-то хоррором, кладбищем, хотя речь лишь о западной музыке, записанной на рентгеновских снимках. Под нее и танцевали стиляги. Оказалось, молодое поколение этого не знает, а старшее успело позабыть.
- Могло бы символично получиться - с учетом реалий, открывшихся перед отечественным кинематографом. Настоящий танец на костях.
- Опять пытаетесь похоронить кино? Не торопитесь. Все не вымрем, кто-нибудь да останется.
- Готовы включиться в борьбу за выживание?
- Сначала нужно пережить премьеру. Когда эта нервотрепка закончится, съезжу на недельку отдохнуть. Думаю, заслужил это. А потом буду решать, что дальше делать. Финансовый кризис - хороший повод остановиться и переосмыслить жизнь. Начинается другая эпоха. Не только в России - в мире. В воздухе определенно носится что-то неясное.
- Пахнет грозою?
- Не знаю. Но прежними мы не будем. Это точно.