Оказывается, бриллиантов от Тиффани, декольте от Диора и Галлиано недостаточно. Как и всемирно любимых лиц Клуни, Круза и Уинслет. Прошлогодние телетрансляции церемонии собирали у экранов рекордно низкое число телезрителей.
Вот устроители главного кинопарада и порешили: время вливать свежую кровь, накачивать мускулы. Отныне (надолго ли?) «Оскар» дышит в унисон с взрывоопасной планетой. К черту кассу. Академики озабочены отстрелом дельфинов, трудной жизнью в Бирме, судьбой вьетнамских солдат и мексиканских детей (сюжеты номинантов документальной секции).
Но главным свидетельством перемен стала единодушная поддержка независимого кино. «Аватару» — роскошной компьютерной отраде — не повезло, не его время. Пришла пора правдивого, нелицеприятного, шероховатого кино. Золушка-кинематография, спешно сбрасывая хрустальные туфельки, диадему и бальное платье, надевает чепец и грязный передник. Скорее за работу — чистить коптящий очаг под названием «планета Земля»...
Оскар за номером 82 — торжество независимого проблемного, низкобюджетного кинематографа. «Повелитель бури», военный триллер Кэтрин Бигелоу, снятый в стиле документального кино, стал безусловным лидером (шесть наград). Война в Ираке, разорванные тела американских солдат, сводки с фронта в мирной стране — тема более актуальная, нежели спасение виртуальной Пандоры. Впервые лауреатом первой из кинопремий стала женщина-режиссер. Свою победу она посвятила воюющим в Ираке мужчинам и женщинам, пожелав им «скорее возвращаться домой».
Победителем оказалась еще одна антигламурная социальная драма (из шести номинаций — две премии). «Прешес» (название переводят как «Тужься» или «Драгоценная», героиню фильма зовут Клэрис Прешес Джонс). История забеременевшей 16-летней афроамериканки из Гарлема, страдающей от ожирения и семейных проблем. Скромная картина про «проблемную» девушку (всего $10 млн) уже получила главный приз Сандэнса. Дух свободного неангажированного кино заполнил в этот вечер зал «Кодак».
Похоже, «Оскар» строит мост между Голливудом и «независимыми». Этим и объясняется увеличение номинаций в главной категории «Лучший фильм» с пяти до десяти. Иначе и фильму Ли Дэниелс «Прешес», и коэнновскому «Серьезному человеку» про еврейского недотепу-профессора (семья, работа, здоровье — все идет прахом) не светили бы самые престижные номинации. В нынешнем списке претендентов соперничают классика («Воспитание чувств») и современность («Прешес», «Мне бы в небо»), кинематографический аскетизм, документальность («Повелитель бури») и буйство технологий («Аватар»). Раскованная, карнавальная стихия («Бесславные ублюдки», «Вверх», «Серьезный человек») и преданность жанру («Невидимая страна», «Район № 9») — томограмма неравнодушного, нескучного, думающего кинематографа.
Удастся ли вдохновителям главной кинопремии мира вдохнуть в нее новую жизнь? Надолго ли реальность на экране одержала победу над иллюзией? Время покажет. А «Оскар» покажет нам то новое время, которое будет востребовано зрителем и экраном.
Лариса Малюкова