«Образовательное пространство XXI века: как в нем не заблудиться?» – под таким названием прошла педагогическая конференция в МГПУ. Ее участники – директора школ, педагоги, родители. Темы «круглых столов» и дискуссий были сформулированы провокационно: «Школа и дети. Зачем они нужны друг другу?», «Школа и IT: возможности и риски; эликсир или яд?», «Школа как фирма: критерии успешности» и так далее – видимо, в надежде снять напряжение проблем, разговоры о которых уже порядком утомили, а воз и ныне там.
Мы побывали на дискуссии «Школа в XXI веке: образовательная фабрика или бутик?».
Попытки новой самоидентификации
– В последнее время идея конвейерного образования стала у нас популярна, – начал дискуссию директор гимназии № 45 Михаил Шнейдер. – И хотя преимущества подобного подхода понятны управленцам, хочется обратить внимание не только на менеджерский вопрос, но и на собственно педагогический: как себя чувствуют дети в том или ином пространстве? И вообще где им место – в бутике или на фабрике?
Видимо, что под фабрикой следует понимать укрупненную школу-холдинг, а под бутиком – маленькую элитную или очень сильную школу.
Директор государственной столичной гимназии Виктор Фертман заметил, что подобное сравнение некорректно – все-таки на фабрике производят, а в бутике продают. Сначала нужно выяснить, что сейчас мы делаем в школе – производим или продаем?
– Большую школу уместнее сравнить с супермаркетом, – предложил Фертман, – большой магазин с богатым выбором и стандартными закупками. И наличие таких школ обоснованно: учеников так много, что на всех школ-бутиков попросту не хватит. Да и профессия учителя является массовой, сколько бы мы ни говорили о творчестве в работе педагога. Учителей миллионы, без больших школ мир не может обойтись.
Проректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Андрей Бакурадзе поддержал эту точку зрения:
– Во-первых, бутик действительно не может обслужить всех. Во-вторых, он нестабилен, уязвим, недолговечен – мы сами можем это видеть, наблюдая за тем, как вывески на модных торговых улицах стремительно сменяют одна другую. Прелесть супермаркета в том, что его не сломают никакие экономические потрясения.
Оговорочки по Фрейду
Экономическая модель уже научила нас: многотиражки уступают в качестве коллекционным изданиям. Но в головах засел стереотип: большая школа учит плохо, маленькая – хорошо. Эксперты так не считают.
– Тип супермаркета сейчас примеряют и очень сильные, достойные школы, – рассказывает Фертман. – В ходе учебного процесса они решают типовые задачи, думают о равном старте для всех учащихся. Значит, работают на поток, притом качественно. На мой взгляд, в Москве осталось всего три школы-бутика, а в регионах – дай бог по одной эксклюзивной школе на всю область.
Андрей Бакурадзе также подчеркнул, что вопрос качества напрямую не связан с размером школы:
– Недавно мне жаловался учитель из малокомплектной сельской школы: у нее в классе три человека, и из них двое хронически не успевают по математике. Мало учеников, а качества все равно нет – а вы говорите, бутик.
Сергей Степанов согласился, что не так-то это и важно, большая школа или маленькая – это всего лишь разные экономические модели:
– Мы вольны фантазировать о том, что такое современная школа и за кем будущее. Возможно – ни за тем, ни за другим.
Так что для некоторых собравшихся было очевидно, что выбор между количеством и качеством, похоже, уже сделан, оставался один вопрос: раз школы будут одинаковые, останется ли место различию технологий? Школа будет готовить всех одинаково или по-разному? Одинаковых или разных?
На этот вопрос отвечал Виктор Фертман:
– Стандарт есть стандарт. В какой бы школе мы ни работали, мы должны соблюдать установленную норму.
Директор средней общеобразовательной школы при МГПУ Сергей Степанов привел в пример притчу. Однажды амбициозный ученик решил доказать, что он сильнее своего учителя. Поймал птицу, зажал ее в кулаке, спрятал под одеждой и спросил учителя: что у меня в руках, живое или неживое? Учитель ответил – все в твоих руках: хочешь – задушишь, хочешь – выпустишь. Пояснение: укрупнением можно как удушить маленькую школу, так и дать ей новую жизнь.
Вопрос культуры управления
Сергей Степанов напомнил: все модели, используемые для описания системы образования, отсылают нас к сфере неживого: к экономике, технике, производству, тем самым уничтожая самую главную учительскую миссию – воспитание будущего.
– Этот социальный пласт, возникший для помощи и развития, уходит под воду, а нам остаются только механистические образы, винтики и шестеренки.
Судя по энергичным аплодисментам, раздавшимся после этих слов, Степанов выразил мнение всех собравшихся. Учителям одинаково оскорбительно определение школы и как формы продажи, и как формы производства. Подтвердили это и реплики выступающих, прозвучавшие в дальнейшем:
– Мы живем в эпоху тотального потребления, учиться уже не можем, готовы только потреблять образовательные услуги. Грядет большая депрессия и у учителей, и у учеников.
Правда, тут Виктор Фертман возразил: да что мы брезгуем экономической моделью, сама организация международного бакалавриата построена как сетевой маркетинг – стандартизация высокого уровня, три с половиной тысячи школ под одной программой.
Итак, как же школе стать фабрикой и остаться при этом на страже качества? По мнению экспертов, укрупняя и смешивая школы, управленцам нужно помнить о критических величинах.
– Семьдесят процентов всех сил в большой корпорации уходит на то, чтобы выстроить внутреннюю организацию, – объясняет Фертман. – А очень большие фирмы, начиная от пяти тысяч человек, стагнируют, ими невозможно управлять.
Закон природы
Ключевую роль в исполнении программы укрупненния играет децентрализация и четко простроенная структура. За рубежом – и на Западе, и на Востоке – структуре уделяют очень много внимания, но между тем уже давно во главу угла ставят не экономические, а человеческие категории. В России пока не умеют делать ни того, ни другого. Между тем гость конференции, эксперт из Иордании, рассказывает:
– У нас нет машин, чтобы измерить лидерство учащихся или оценить их будущий успех. Мы концентрируемся на неосязаемых результатах: поведении и мотивации учеников.
В общем-то и наши учителя спасаются от всех напастей тем же. А что касается дискуссии – наглядная попытка директоров школ принять реальность и не потерять лицо.
Хотя иностранные гости конференции недоумевали, о чем спорить, когда на Западе ситуация давно прояснена. Там есть и школы-бутики, и гипермаркеты, но первые все сплошь частные школы, а вторые – государственные. И нет негатива в отношении того или иного типа школ. Нет и нетерпимости, выражающейся в насильственном объединении «бутика» и «фабрики».
– Ведь если школу Колмогорова объединить со школами системы международного бакалавриата, то колмогоровская школа погибнет, а бакалавриат останется… Большие рыбы поедают малых, а не наоборот.
…Подумать только: почти сто лет назад человечество освоило конвейерное производство: быстро, технично, количественно выгодно, доступно массам. Но тогда же утвердилась ценность неповторимой ручной работы. И вот теперь поточное производство становится у нас новой моделью образования...
Александра Чканикова