С начала сентября — как только похолодало и закончилась пора отпусков — москвичей неприятно удивило такси. Машин вроде бы по-прежнему много, а вот цены — как будто бы агрегаторов и не бывало: внутри квартала без 500, а по городу без 1000 рублей и не подходи. И так теперь не только в часы пик, но и в любое время. Выходит, за лето 2021 года такси из элемента системы общественного транспорта превратилось вновь в роскошь? Таксисты и представители агрегаторов рассказали «МК», в чем тут дело.
Повышение цен — практически вдвое: например, рассказывает жительница Алексеевского района Наталья Э., если в мае этого года поездка по району в будни в 11 часов вечера стоила примерно 200 рублей, то сейчас тот же самый крупнейший агрегатор заряжает около 400. С такси в аэропорт — такая же история: если раньше из Свиблова в «Шереметьево» рано утром можно было уехать за 800 рублей (конечно, тарифом «эконом»), то сейчас это стоит не менее 1500–1600.
— Вернувшись после отпуска, ощутила резкий рост «логистических издержек», — жалуется Инна Павлова, организатор мероприятий. — Рабочий день ненормированный, живу в Путилкове, общественный транспорт поздно вечером и ночью туда не ходит, да и небезопасно это. Такси берут от 1000 рублей за поездку, на выходных было нужно попасть на Теплый Стан — отдала почти 3000. Жалею, что продала машину — но ведь еще год назад пользоваться такси было выгоднее, чем личной машиной. А что сейчас — придется, видимо, пересчитывать. Но проблема в том, что машина уже продана, деньги потрачены...
Почему подорожало такси — понятно, полагает лидер движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. «Основное влияние оказали три фактора, — поясняет эксперт. — Начнем с экономики. Автомобили очень серьезно выросли в цене. Кроме того, они начали продаваться только с дополнительным оснащением — дилеры практически не соглашаются продавать голые комплектации. А это еще более увеличило стоимость машин. Выросло в цене и топливо — причем газ, который для экономии использовали многие, подорожал сильнее всего, так что эта лазейка для урезания издержек тоже закрыта. В результате инвестиции в такси при прежних тарифах не окупаются».
По словам Шкуматова, второй фактор подорожания такси — административный. Напомним, в Москве и Подмосковье с августа работает система КИС АРТ — контролирующая среди прочего рабочее время водителя, прохождение предрейсовых тех- и медосмотров. В результате таксисты вынуждены заключать договора с медучреждениями, механиками — информация о предрейсовых осмотрах вносится в электронный путевой лист. Снова, получается, увеличение издержек. Пусть и ненамного.
— Наконец, как это ни странно, свою роль сыграла обязательность вакцинации для таксистов — такие правила действовали летом, — отметил Петр Шкуматов. — Многие, не желая делать прививку, ушли в смежные отрасли и даже после отмены требований в такси не вернулись. Чаще всего эти люди уходят в доставку — здесь всегда есть дефицит кадров.
Эти три фактора привели к тому, что при прежнем спросе — а люди привыкли, что такси вещь доступная — тариф получается непривычно высоким, отмечает эксперт. По его мнению, цены могут стабилизироваться — ведь при новых тарифах заработок таксистов составляет приемлемые 60–80 тысяч рублей в месяц, но при нормальной, не выматывающей все жилы нагрузке. Но прежних «коммунистических» цен уже не будет — водители больше не готовы работать «за еду».
Интереснее всего тут вот что: получается, когда «низы», то есть водители, больше «не смогли» работать по прежним тарифам, могущественные агрегаторы пошли им навстречу и эти тарифы подняли. Ведь механизма «торга» у водителей в системе нет — тариф определяется именно агрегатором, платформой. Значит — в условиях разгоняющейся инфляции можно не бастовать и не проводить каких-то особых акций, а просто договориться? Завидный пример, надо сказать, для других отраслей хозяйства.
— Точный алгоритм динамического ценообразования — одна из ключевых коммерческих тайн агрегаторов, — рассказал «МК» представитель одного из столичных сервисов вызова такси «второго ряда». — Чаще всего это устроено так: водитель может принять или не принять заказ по предлагаемому тарифу. Если много заказов висят, а водители их не принимают (или вообще выходят из системы), если машин, готовых взять вызов, слишком мало — тарифы повышаются, чтобы сделать работу привлекательнее для исполнителя. Это в целом похоже на забастовку — только тихую, без шума.
Представители таксопарков, судя по всему, этому повышению цен скорее рады, пассажиры недовольны, агрегаторам, судя по всему, все равно. Интересно, как к этому в результате отнесется город: ведь в концепции мультимодальных перевозок, которая реализуется в Москве, такси — один из ключевых элементов системы. Именно этим сервисом (наряду с каршерингом) активно вытесняют из города личные автомобили. А для этого он все-таки должен быть доступен.
АНТОН РАЗМАХНИН