Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Человек, сказавший «нет»

Фильм Терренса Малика «Тайная жизнь»

«Тайная жизнь» Терренса Малика, один из лучших фильмов Каннского фестиваля 2019 года, выходит в России только сейчас. Почти годовая пауза и особенности текущего момента позволили Андрею Плахову более пристально и отчасти по-новому взглянуть на эту картину.

Когда девять лет назад в Канне победило «Древо жизни», среди сторонников и противников Малика кипели споры, чуть не доходившие до драк. Американский режиссер, известный своей бескомпромиссностью и презрением к голливудским стандартам, в итоге стал официальным — и чрезвычайно уважаемым — диссидентом Голливуда, но при этом утратил естественность художественного дыхания. «Древо жизни» и последующие его фильмы были напичканы звездами — от Брэда Питта и Шона Пенна до Бена Аффлека и Ольги Куриленко. Пантеизм ранних, замечательных работ режиссера «Пустоши» и «Дни жатвы» превратился в псевдопоэтический пафос, а человеческие отношения утонули в абстрактной космогонии.

«Тайная жизнь» — вдохновляющий случай, когда режиссер, загнанный в тупик кризисом собственной эстетики, находит способ оживить ее.

Этот способ очень простой — обращение к реальным жизненным историям реальных людей. Абстракционист Малик снимает на этот раз очень конкретный фильм о судьбе австрийца Франца Егерштеттера, который отказался служить в нацистской армии и был казнен в 1943 году. Этот герой (причисленный в 2007 году Ватиканом к лику святых) изображен как новое воплощение Христа, принявшего страдания и смерть. Причем мучения Франца тем сильнее, что он своим поступком обрекает на тяжелейшие испытания любимую жену и трех малолетних дочерей.

Первая половина трехчасового фильма живописует идиллию горной деревушки Радегунд, где семья Франца и Фанни ведет счастливую трудовую жизнь среди полей, альпийских лугов и водопадов. Одухотворенная красота природы, которую Малик умеет передавать как никто, оказывается, однако, идеальной декорацией для торжествующего нашествия зла. Глубоко религиозный Франц тщетно пытается найти союзницу в лице церкви, но в итоге сам в одиночку бросает нацистам вызов. Главного героя играет Аугуст Диль, его жену — Валери Пахнер: оба — замечательные артисты, способные воплощать не только характеры и поступки, но и тайную, интимную жизнь своих персонажей, их скрытую от посторонних глаз духовную драму. Ее протагонист чувствует чужую боль и не в силах мириться с жестокостью мира, хотя и не питает иллюзий о возможности изменить его своим поступком.

Малик с успехом решает в этом фильме целый ряд новых для него профессиональных задач. Он работает с немецким оператором Йоргом Видмером, а не с Эммануэлем Любецки, как обычно, и вот оно, чудо: холодный перфекционизм уступает место вновь обретенной интимности. Малик не избегает очевидных живописных ассоциаций — с пейзажами Каспара Давида Фридриха и Эндрю Уайета, с классическими нидерландскими натюрмортами. Но ни это, ни музыка Баха и Генделя в сочетании со специально написанной для фильма партитурой Ньютона Ховарда не вредят оригинальности фильма. Как не вредит ему и английский язык в устах немецкоязычных актеров; немецкий оставлен только извергам-нацистам, и эта наивная условность работает.

Происходит это потому, что Малик впервые за многие годы попал в болевую точку. В свое время Михаил Ромм, работая над фильмом «Обыкновенный фашизм» и просматривая километры кинохроники, был чрезвычайно впечатлен кадром, где изображен немецкий офицер, привязанный к позорному столбу за отказ выполнить какой-то приказ гитлеровского руководства. Как свидетельствовала сценарист фильма Майя Туровская, Ромм тяжело переживал, что он не смог сказать «нет» и снимал фильмы, оправдывающие большевистский террор. Малик снял кино о человеке, который тихо, но твердо сказал «нет».

По мере того как наша жизнь становится полувоенной, иллюзии вечного комфорта отступают, а социальные коммуникации прерываются, человеческие отношения приобретают высокую напряженность. И фильм Малика своим высоковольтным духовным напряжением оказывается созвучен этому состоянию человечества.

Андрей Плахов

Источник

333


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95