Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Человек в пустыне

О режиссере, в фильмах которого мы живем, сами того не замечая

Микеланджело Антониони
(29. 09. 1912 — 31. 07. 2007)

«…Но мы знаем, что за каждым воплощенным образом скрывается еще один образ, более близкий к действительности, а за тем образом скрывается другой образ, и так далее, и так далее, вплоть до истинного образа абсолютной таинственной действительности, которую никто из нас так и не увидит…»

Этими словами завершается один из поздних фильмов Микеланджело Антониони «За облаками» — фильм загадочный и странный, переданный с того берега молчания. Или, может быть, уже не просто молчания. После тяжелой болезни, лишенный возможности полноценно двигаться и говорить, в течение двадцати лет режиссер общался с миром через посредников — жену, друзей, коллег. Его последние работы все больше напоминали послания.

Он был бунтарем и реформатором. Мастером грамматических ошибок, возводимых в ранг нового языка. «В кино есть своя грамматика, — сказал он когда-то еще в 1970-х, — и каждый, кто хочет хоть чего-нибудь добиться в искусстве, должен нарушать ее правила». Сегодня его грамматические ошибки давным-давно превратились в правила и вошли во все учебники по истории и теории кино. И выросло уже не одно поколение нарушителей и разрушителей этих правил, забывающих, правда, о том, что их бунт умещается в рамки принципа, обозначенного им однажды. Во всяком случае, даже дилетант, мало-мальски интересующийся кино, вспомнит, что главное достижение Антониони — общие планы, большей частью безлюдные, переполненные обманчиво самостоятельным смыслом. Обманчиво, конечно же, потому, что за ними — все та же непреклонная режиссерская воля.

Его постоянным образом была пустыня. Начиная с сорокалетней давности «Красной пустыни» и дальше — к «Забриски Пойнт» и «Профессия — репортер». Впрочем, улицы перенаселенных городов выглядят у Антониони еще более отчужденно. На фоне пустыни реальной — не важно где, в Африке или Америке — человек заметнее со своим одиночеством…

Недавно один из проницательных недоброжелателей заметил, что Америка в «Забриски Пойнт» выглядит бутафорской, потому что Антониони снимал не Америку, а антиамериканский миф об Америке. Пожалуй, нельзя объяснить лучше, почему старые фильмы Антониони заставляют сегодняшнего отечественного зрителя вздрогнуть от узнавания…

Гигантский рекламный щит с изображением счастливого улыбающегося семейства: папа, мама, бабушка, где-то внизу, кажется, есть еще не менее счастливые детки, но в кадр не влезли. До боли знакомое «7Up» во весь экран. Громадный сапог пластикового ковбоя, рекламирующего фаст фуд, и — совсем крохотная, еще более потерянная на этом фоне человеческая фигурка рядом. И — зазывная скороговорка теледиктора: «Пролетите над пустыней, чтобы выбрать себе дом!..» А жизнь — где полиция разгоняет недовольных и не хватает денег на бутерброд — вечно вылезает откуда-то сбоку, из угла, случайно не занятого муляжами, с изнанки рекламного щита.

Дело тут не в антиамериканском, антибуржуазном или анти- еще каком пафосе. Просто на сегодняшний день мы живем в реальности «Забриски Пойнт». Не важно, подозреваем мы об этом или нет. Глаз современного россиянина, в провинции ли, в столице, фиксирует все то же, что и камера в фильмах Антониони: действительность, отгороженную бутафорской стеной как бы благополучия и как бы нормальной жизни. Одиночество ощутимее не на безлюдном просторе, а где-нибудь поблизости от громадной уличной рекламы то ли мобильной связи, то ли банка. И там все то же самое: улыбающаяся благополучная семья. И обязательно у подножия щита сбоку притулилась одноэтажная развалюха…

Конечно, в этом не весь Антониони. На то он и гениальный художник, чтобы быть бесконечно сложнее и многомернее любой схемы. Хотя сам он никогда не боялся самого уязвимого в искусстве — злободневности. Может быть, потому и не боялся, что обладал знанием о действительности, которую мы все равно никогда не увидим, и не боялся бесконечных и разнообразных попыток приближения к ней.

Но правда еще и в том, что бывает вечная «злоба дня». Вроде того вопроса, который задает герою «Забриски Пойнт» полицейский в участке: «Ты что, может быть, думал и правила не для тебя написаны? Ты что, какой-то особенный?» Собственно, фильмы Антониони об одиночестве «каких-то особенных» и тех, кто «по-настоящему никогда не был в группе» (это уже слова о том же герое одного из «революционных» студентов). О том, что этим «особенным» делать. Все равно, кто они — модный фотограф, журналист, нищий студент или дочка миллионера, путешественник в чужом городе. Принять тяжесть морального выбора или сломаться под его грузом. Предать, испугаться или полюбить без надежды на взаимность. Угнать маленький частный самолетик, чтобы просто пролететь над пустыней…

698


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95