Микеланджело Антониони
(29. 09. 1912 — 31. 07. 2007)
«…Но мы знаем, что за каждым воплощенным образом скрывается еще один образ, более близкий к действительности, а за тем образом скрывается другой образ, и так далее, и так далее, вплоть до истинного образа абсолютной таинственной действительности, которую никто из нас так и не увидит…»
Этими словами завершается один из поздних фильмов Микеланджело Антониони «За облаками» — фильм загадочный и странный, переданный с того берега молчания. Или, может быть, уже не просто молчания. После тяжелой болезни, лишенный возможности полноценно двигаться и говорить, в течение двадцати лет режиссер общался с миром через посредников — жену, друзей, коллег. Его последние работы все больше напоминали послания.
Он был бунтарем и реформатором. Мастером грамматических ошибок, возводимых в ранг нового языка. «В кино есть своя грамматика, — сказал он
Его постоянным образом была пустыня. Начиная с сорокалетней давности «Красной пустыни» и дальше — к «Забриски Пойнт» и «Профессия — репортер». Впрочем, улицы перенаселенных городов выглядят у Антониони еще более отчужденно. На фоне пустыни реальной — не важно где, в Африке или Америке — человек заметнее со своим одиночеством…
Недавно один из проницательных недоброжелателей заметил, что Америка в «Забриски Пойнт» выглядит бутафорской, потому что Антониони снимал не Америку, а антиамериканский миф об Америке. Пожалуй, нельзя объяснить лучше, почему старые фильмы Антониони заставляют сегодняшнего отечественного зрителя вздрогнуть от узнавания…
Гигантский рекламный щит с изображением счастливого улыбающегося семейства: папа, мама, бабушка,
Дело тут не в антиамериканском, антибуржуазном или анти- еще каком пафосе. Просто на сегодняшний день мы живем в реальности «Забриски Пойнт». Не важно, подозреваем мы об этом или нет. Глаз современного россиянина, в провинции ли, в столице, фиксирует все то же, что и камера в фильмах Антониони: действительность, отгороженную бутафорской стеной как бы благополучия и как бы нормальной жизни. Одиночество ощутимее не на безлюдном просторе, а где-нибудь поблизости от громадной уличной рекламы то ли мобильной связи, то ли банка. И там все то же самое: улыбающаяся благополучная семья. И обязательно у подножия щита сбоку притулилась одноэтажная развалюха…
Конечно, в этом не весь Антониони. На то он и гениальный художник, чтобы быть бесконечно сложнее и многомернее любой схемы. Хотя сам он никогда не боялся самого уязвимого в искусстве — злободневности. Может быть, потому и не боялся, что обладал знанием о действительности, которую мы все равно никогда не увидим, и не боялся бесконечных и разнообразных попыток приближения к ней.
Но правда еще и в том, что бывает вечная «злоба дня». Вроде того вопроса, который задает герою «Забриски Пойнт» полицейский в участке: «Ты что, может быть, думал и правила не для тебя написаны? Ты что,