Сегодня речь пойдет о весьма дискуссионной кинокартине Даррена Аронофски «Черный лебедь». Данный режиссер уже давно зарекомендовал себя в качестве творца, под руководством которого выходят абсолютно самобытные фильмы, наполненные различными символами и психологизмами. Практически все его киноленты не предназначены для массового зрителя, иначе говоря, вряд ли их можно назвать попкорными, и «Черный лебедь» также не является исключением.
Кадр из фильма
Фильм повествует о молодой девушке Нине, которая с раннего детства полностью посвящает себя балету. На момент начала сюжета главная героиня является танцовщицей Нью-Йоркской балетной труппы. Она живет вдвоем со своей матерью Эрикой, которая когда-то тоже была балериной, но после того, как выяснилось, что она беремена Ниной, была вынуждена отказаться от дальнейшего развития карьеры, чтобы воспитывать дочь. В ходе повествования мы обнаруживаем, что главная героиня обладает целым букетом различных психологических проблем и расстройств. Здесь у нас и излишняя наивность и инфантильность, стремление к перфекционизму, подавление своего нутра, ближе к середине и вовсе зритель перестает понимать, показывают ли ему видения, чтобы лучше рассказать историю, или же у Нины ко всему прочему еще и шизофрения. И поверьте, перечисленный выше список не является исчерпывающим.
На самом деле, если детально разбирать все аспекты кинокартины, на это уйдет не одна, не две и даже не три статьи. Великолепная работа со светом, цветокоррекцией и постановкой кадров заслуживают отдельной похвалы, ведь анализ «Черного лебедя» можно проводить чуть ли не покадрово. Согласитесь, далеко не каждый фильм может похвастаться подобным.
Но сегодня мне бы хотелось остановиться более подробно на проблематике, которая является одной из центральных в данном произведении, а именно на взаимоотношениях Нины со своей матерью.
Если вы испытываете противоречивые чувства при виде общих сцен с этими двумя героинями, поверьте, вы такие не одни. Их отношения вряд ли можно было бы охарактеризовать в качестве здоровых, но обо всем по порядку.
Про Эрику мы знаем совсем немного, лишь тот факт, что она, как и Нина, в молодости была балериной, но оставила карьеру из-за дочери. На первый взгляд зритель наблюдает довольно банальный сценарий, когда родитель пытается вложить в своего ребенка весь тот потенциал, который он сам не сумел реализовать в свое время, но в случае с Эрикой и Ниной все немного иначе.
За, казалось бы, благородной целью помочь дочери взойти на вершину балетного искусства, Эрика прячет глубокую обиду за то, что именно Нина стала причиной ее завершения карьеры. В некоторых моментах у меня сложилось впечатление, что мать сама до конца не отдает себе отчетности в том, рада она за Нину или же завидует ей.
Подобную проблематику не так уж сложно встретить и в реальной жизни.
Спросите себя, есть ли у вас друзья или знакомые, которые, как принято говорить, «пошли по стопам родителей», я думаю, что такие люди найдутся. Естественно, подобная тенденция не всегда носит отрицательный характер. Существует масса примеров, когда в семье твердо укореняются целые династии педагогов или врачей, и все вполне себе довольны своим положением.
В фильме же речь идет о нездоровой тяге взрослого человека исполнить все свои давно оставленные мечты посредством ребенка, при этом не особо заботясь о том, хочет ли их чадо этого или нет. Режиссер мастерски передает тотальный контроль Эрики над Ниной. К своим двадцати с лишнем годам главную героиню с большим трудом можно назвать сформировавшейся личностью, когда как в благоприятной обстановке данный процесс завершается примерно на стадии окончания школы.
О ее незрелости кричит буквально вся окружающая обстановка, в которой находится главная героиня. Ее комната выполнена в детских розовых тонах, мы можем увидеть большое количество мягких игрушек, которых обычно по мере взросления человека становится все меньше, но не в случае Нины. Место ее проживания буквально застыло в том времени, когда Нина была маленькой девочкой.
Главная героиня буквально не может сделать и шагу без контроля матери. Когда Нина узнает, что ей досталась главная роль в «Лебедином озере», она, не раздумывая, первым делом бежит звонить именно Эрике.
И в принципе, вы можете сказать, что в этом нет ничего особенного.
Дочка в первую очередь захотела поделиться радостью с самым близким человеком. Но весь трагизм этой ситуации заключается в том, что, по сути, главной героине больше просто некому рассказать об этом событии.
У нее нет настоящих друзей и даже знакомых.
Весь ее социальный капитал ограничивается общением с матерью. И Эрику абсолютно устраивает подобное положение дел.
При просмотре этого фильма самым шокирующим для меня оказался тот факт, что, будучи взрослой девушкой, Нина позволяет Эрике переодевать ее, укладывать спать, и даже стричь ногти. Главной героине просто не хватает сил справляться с натиском властной женщины, что вызывает максимально тревожные ощущения.
Я бы даже сказала, что некоторые их общие сцены нагоняют некий саспенс, который по мере развития сюжета все тяжелее развеять.
Становится совершенно не удивительным тот факт, что главная героиня страдает целым ворохом психологических проблем. Находясь в подобной обстановке на протяжении долгих лет, иначе просто не могло быть. Трагичное завершение истории восходящей звезды балета заставляет задуматься о многих вещях и, в частности о том, какое колоссальное влияние могут оказывать родители на своих детей.
И пусть пример, продемонстрированный в данной кинокартине представлен в частично гротескной форме, и в реальной жизни подобные случаи не так распространены, все же огромное количество детей вынуждены мириться с тем, что на них возлагается ответственность за реализацию несбывшихся мечт родителей.
… История молодой девушки, которая подает огромные надежды в балете, имеющая все возможности для того, чтобы стать настоящей звездой, превратилась в жертву своих внутренних демонов и огромного давления со стороны матери-тираншы.
И хотя эта кинолента, как уже оговаривалось ранее, не является произведением для массового просмотра, мне все же очень хотелось бы порекомендовать ее к просмотру.
Поверьте, этот фильм не оставит вас равнодушным. Вопрос лишь в том, в позитивном или негативном ключе…
Елизавета Олейникова