Небольшой спойлер!
Мы вряд ли с вами получим однозначный ответ. Но всё-таки.
Я бы хотела начать с вопроса вам (тем, кто, надеюсь, видит эти буквы на дисплее или мониторе и не теряет сознание от стопроцентной яркости экрана).
Какие эмоции у вас вызывают школьные годы?..
Кадр из фильма «Бразилия» (реж. Терри Гиллиам, 1985)
... Кто-то из вас скажет, что это была замечательная пора новых открытий, встреч, обретение первой настоящей дружбы, а у кого-то даже любви. Некоторые ответят, что очень рады, что этот жизненный этап позади. Скорее всего, найдутся и те, у которых школа не вызывает ни единой эмоции.
Сегодня образование стало выступать в качестве личной ценности, которую человек либо самолично осознает и стремится к ней — или же следует устоявшимся социальным нормам, по типу «ты должен получить образование, чтобы состояться в жизни». Но факт остаётся фактом: в современных реалиях процесс обучения стал занимать, вы только вдумайтесь, практически четверть жизни человека. К слову, благодаря этому жизнь, как мне кажется, становится более содержательной.
Если задуматься, то можно прийти к выводу, что по своей сути обучение в состоянии удовлетворить широкий спектр человеческих потребностей: например, в общении, самоутверждении, самореализации... В процессе получения образования выявляются и раскрываются способности личности, происходит адаптация индивида к общественной жизни, приобретение соответствующих навыков и умений.
И, естественно, всё вышеперечисленное не было бы возможным без центральной фигуры системы образования — педагога. Сегодня образ учителя в глазах учеников и их родителей представляется крайне противоречивым. На это оказывают влияние большое количество различных тенденций современного общества.
Одна из основных — доминирование в сознании людей концепции образовательных услуг. Если сделать краткую сводку, не вдаваясь сильно в подробности, то ещё совсем недавно в законах об образовании частенько можно было встретить словосочетание «образовательная услуга».
Называя образование услугой, рано или поздно учащиеся и их родители сформируют потребительское отношение к нему. Относительно этой проблемы не один год велись ожесточенные споры, и в конечном итоге такая формулировка исчезла из нормативных актов, однако, как вы можете догадаться, устранение чего-либо из текстов законов представляется более простым занятием, чем искоренение этого же из сознания людей.
Возможно, у кого-то возникнет вопрос: а почему, собственно, образовательный процесс нельзя назвать услугой, а учителей теми, кто её оказывает?
Всё дело в том, что профессия учителя подразумевает под собой не только преподавание ряда дисциплин, которое, естественно, можно назвать нематериальным благом (его выражение — процесс получения знаний). Педагог занимается много чем ещё, и всё касается нравственных и личностных аспектов учительства (об этом речь пойдёт чуть ниже).
Восприятие же учёбы в качестве услуги приводит в конечном счёте к тому, что ученики перестают осознавать: для того чтобы успешно овладеть навыками и знаниями, нужно приложить и собственные усилия, одной только работы преподавателя — не хватит.
Может быть, вы поспорите со мной (я не против), но, по-моему, получать образование — это не то же самое, что прийти в парикмахерскую и попросить сделать стрижку, или заказать у кондитера торт на день рождения (при этом быть уверенным, что услуга будет оказана без вашего участия). В то же время, есть ли у вас сомнения в следующем: если человек хочет освоить какую-либо специальность или дисциплину, без его желания учиться и самоотдачи, ничего не получится?
… Всё это приводит к тому, что в глазах детей, а зачастую даже больше — в глазах их родителей, учитель превращается в человека, ответственного за то, что ребенок не овладел тем знанием или этим навыком.
Сюда же мы можем отнести плохое поведение, асоциальное поведение, психологические проблемы.
Здесь мы подбираемся к сути вопроса...
Действительно ли педагог отвечает за вышеперечисленные аспекты — или же современная система образования конструируется таким образом, что на учителя эти функции перекладываются?
Кадр из фильма «Бразилия»
И — рефрен. Небольшой спойлер! Середина статьи, как-никак.
Припев… Мы вряд ли с вами получим однозначный ответ.
Продолжаем...
Если подходить к этому всему с максимально формальной точки зрения, то, конечно, в трудовом договоре учителя ни будет ничего такого, что обязывало бы его, например, помогать «формировать личность учащегося».
Но возможно ли абстрагироваться от взаимодействия с детьми, ограничившись сугубо подачей материала?
Практически невозможно.
Особенно если педагог работает не в одну ставку.
А так происходит в большинстве случаев. Учитель вынужден проводить в образовательном учреждении порядка 10 часов! Он будет оказывать влияние на ребенка порой даже неосознанно.
Конечно, воспитание и помощь с социализацией будут выступать в качестве, скорее, факультативных функций, нежели обязательных. Но педагоги, которые в действительности горят своим делом, стремятся к тому, чтобы помочь развиться ученикам и в личностном плане, помочь сформировать нравственные ориентиры и ценности.
К сожалению, в последнее время общественность стала принимать это за должное, но это было бы полбеды.
Плачевность ситуации заключается в том, что многие начинают винить в каких-либо неудачах ребёнка именно учителя. Да, возможно, в некоторых ситуациях это оправданно, но далеко не во всех.
Влияние педагога на формирование личности ученика, его мировоззрения — неоспоримо. Именно в школьные годы человек обретает те жизненные взгляды и ценности, которые в дальнейшем будут сопутствовать ему долгие годы.
Тема горячо актуальна. В нашей стране не хватает педагогов. Преодолеть эту проблему можно лишь с помощью комплексного подхода, который обеспечит надлежащие условия работы для учителей.
Хочется верить, что люди, которые формируют будущее поколение, будут иметь в обществе должное уважение, а также вознаграждение за свой труд. И тогда, возможно, количество тех, кто будет вспоминать школьные годы с улыбкой на лице, значительно увеличится.
Елизавета Олейникова