Есть такое понятие в театре, как "четвёртая стена", которая стоит между зрителем и актёрами и позволяет последним находится в "публичном одиночестве". Но бывают и такие спектакли, которые нарушают, а вернее, разрушают эту стену.
Я люблю этот приём.
Ещё с Брехта пошла любовь к апартам и дистанции актёра к своей роли.
Этот путь игры кажется намного честнее, ведь всем на свете ясно, что происходящее на сцене – игра. И наивно полагать или делать вид, что всё происходящее идёт взаправду и актёры просто внедрились в шкуры своих персонажей.
Если бы это было так, они бы падали в оркестровые ямы, как однажды кто-то сказал...
Я люблю этот чисто театральный приём, когда человек говорит напрямую с залом, но вместе с этим и у этого приёма есть свои границы дозволенного.
Множество театров сейчас ударяется в иммерсив. То есть, в спектакли, которые подразумевают полное вовлечение зрителей в процесс игры. Можно сказать, что они сами будут создавать спектакль, пускай и под чутким руководством актёров.
На деле это звучит интересно, но на практике напоминает обыкновенные квестовые бродилки, купленные для всей семьи.
К тому же я задаюсь вопросом: «А разве не должен хороший спектакль априори быть иммерсивным? Разве не должен он вовлекать зрителя напрямую, без подручных средств, хватания за руку, перемещений, прямого диалога и так далее?».
Всё-таки, приходя в театр, я хочу остаться зрителем. Я готов к разрушению «четвёртой стены», готов к диалогу, но я хочу всё же остаться именно зрителем.
Подобные спектакли напоминают аниматорские вечеринки, где я нахожусь в позиции ребёнка, который просто хочет смотреть цирк, а его насильно заставляют выходить на арену и что-то делать.
Есть разные нюансы разрушения этой стены. И не самые тривиальные.
Например, распространение запаха – это тоже разрушение зрительской стены, ведь они перестают быть людьми, которые просто подглядывают в дверной проём, они здесь и сейчас находятся, скажем, в лаборатории доктора Фауста, ощущая запах, например, формалина.
Или в цветочном магазине Элизы Дулитл, если вокруг благоухает цветами.
Окунать в нужную атмосферу намного интереснее, чем когда зрителя трогают и заставляют самому создавать эту же атмосферу, хотя на самом деле форма её пуста. Неподготовленный человек, который понятия не будет иметь, чего от него хотят, не создаст нужный настрой, который мог бы создать артист.
Если это соревнование в креативности, то, конечно, можно придумывать всё новые и новые иммерсивные примочки: выдавать наушники, в которых напрямую люди услышат нужные звуки, покидать помещение театра, заставлять бегать по городу, рассказывать о себе или общаться с незнакомыми людьми и так далее...
И всё же в зрительном зале хочется быть наблюдателем или психологом. В крайнем случае довериться вуайеризму и получать удовольствие от подглядывания за историей, которая разворачивается перед нашими глазами «здесь и сейчас», историей, которая заставит нас смеяться, плакать и сопереживать происходящему.
Если это не иммерсив, то я не знаю, что это…
Сергей Брыляков