— Моей цирковой династии около 130 лет, — рассказывает Андрей. — Все началось с прадеда-моряка, который в увольнительной пришел в зверинец и влюбился в девушку-кассира — дочку руководителя Ивана Лазаревича Филатова. Начался бурный роман, и прадед променял море на цирк. Он ухаживал за животными, убирал за ними и постепенно стал маститым дрессировщиком. Работал с медведями, верблюдами, собаками, зебрами, но главной его любовью были слоны. По воспоминаниям моей мамы, прадед отличался наблюдательностью и много лет вел дневники. Перед смертью он собрал всю семью и сказал: «Я всю жизнь наблюдаю за слонами, но до конца не знаю, на что они способны».
Родители Андрея познакомились в Риге. Конечно, это была романтическая история: другие на манеже просто не случаются. Его папа семилетним мальчиком попал в цирк на премьеру. Выступали Корниловы. В конце аттракциона шпрехшталмейстер объявил: «А теперь сюрприз сезона: слоненок Майя и девочка Тая!»
— Отец позавидовал белой завистью ровеснице, которая уже выступает на манеже, — рассказывает Андрей. — А спустя десять лет они опять встретились в школе № 9 города Риги. Учились в параллельных классах. Папиной однокашницей была Алла Духова, которая стала «крестной матерью» любви моих родителей. На смотринах в доме отца, естественно, обсуждался вопрос: как будет жить молодая семья? Папа работал барменом и считал, что мама может заниматься домом. Услышав это, мой дед, народный артист России, вскочил, стукнул кулаком по столу: «Только через мой труп! Тая рождена в цирковой династии, она должна работать на манеже. Или ты идешь в цирк, или забываешь мою дочь!» И дал ночь на раздумье. В семь часов утра папа уже принес заявление о приеме на работу в цирк. Новую профессию он осваивал этап за этапом, и в 39 лет мои родители стали самыми молодыми народными артистами России.
Таких, как Андрей, называют опилочными детьми: он вырос на манеже. Успел сменить 18 школ, потому что родители постоянно ездили на гастроли. Будущее было предрешено: продолжение знаменитой цирковой династии. Но Андрей поступил в ГИТИС.
— Мне не хотелось идти по проторенной дорожке. Я мечтал попробовать себя в кино. В семье началось противостояние. В конце концов мы договорились: родители передадут мне навыки, но решение останется за мной. А потом произошел несчастный случай. Так получилось, что мой отец погиб в автомобильной катастрофе по дороге на гастроли в Бельгию: водитель заснул за рулем. И я сделал окончательный выбор в пользу цирка. Теперь понимаю, что родители были правы.
У его прадеда — родоначальника династии — было 11 слонов. Сейчас у Корниловых пять артистов с хоботом. Самую маленькую — трехлетнюю Марго — недавно привезли из Китая, из провинции Гуанчжоу. Девочка совсем еще ребенок, но уже активно участвует в шоу.
— Андрей, говорят, с кем поведешься, от того и наберешься! А вы чего-нибудь набрались от слонов?
— Воровать сахар в общественных местах, например в ресторанах. Шучу. А если серьезно, то в слонах меня привлекает, что они большие и добрые. На мой взгляд, это их главная особенность. Только подумайте: четыре тонны доброты!
— К сожалению, в цирках не раз происходили трагедии, когда эти четыре тонны проявляли агрессию.
— Это не относится к нашим слонам: добрым, очаровательным девушкам. У нас нет самцов, которые в период полового созревания могут быть агрессивными. Мы работаем с индийскими слонами, которые на протяжении многих веков живут в тесном контакте с человеком. А вот их африканские соплеменники, бывает, наделены сложным характером. Особенно ярко это проявляется в переходном возрасте — примерно в 13 лет. Если им что-то не нравится, идут в наступление: топчут ногами, давят бивнями и головой.
У нас тоже была африканская слониха с очень строптивым нравом. Единственный, кто мог с ней справиться, был мой отец. Она слушалась его как вожака, других авторитетов не признавала. Когда отца не стало, слониха стала накидываться, пробуя границы. Сначала прямо на арене напала на мою маму, а потом бросилась на старшего дрессировщика. Он даже попал в больницу, а мама отделалась небольшими ушибами. После этого случая пришлось сдать горе-артистку в Московский зоопарк.
— Слоны, как и люди, умеют плакать. А как они переживают обиду?
— Тоже как человек. В таких случаях слон всем своим видом демонстрирует обиду: отходит в сторону, не отзывается и даже бойкотирует любимые лакомства. Не обращает внимания на бананы или сахар. Если обида незаслуженная, слон может таить ее долгие годы. Наступит момент, когда он об этом вспомнит. Но, когда дело касается работы, например, слон тянется за едой, а ему не дают, потому что пока нельзя, — он дуется недолго.
— Наверное, не каждый слон может стать артистом. Тоже надо иметь врожденные данные.
— Все очень индивидуально, как и в мире людей. Одна слониха с легкостью делает трюк, который не по силам другой. Во время дрессуры и репетиций мы наблюдаем за слонами. Если нашему артисту что-то не нравится, лучше не заставлять: результат не будет стабильным. Кому-то физическое строение не позволяет выполнить тот или иной трюк. А, например, наша слониха Индра просто гуттаперчевая. Она выделывает такое, что складывается впечатление, будто у нее вообще нет костей.
Когда приезжаем на новое место, то в слоновнике, где будет стоять Индра, убираем все что можно. Снимаем всю электрику, выкручиваем лампочки, краны, потому что точно знаем, что это долго не проживет. Был случай, когда Индра сорвала батарею, которая была у нее за спиной.
— Я вот думаю: неужели им нравится стоять на голове?
— Они настолько сбалансированные животные, что могли бы летать, если бы были маленькими. Как бы они ни переворачивались, всегда удерживаются на ногах. Стоять на голове сложно. Этот трюк делается годами, а тут маленькая слониха Марго сама встала на голову!
Животные в Индии добывают ценную породу деревьев в горах и спускаются, преодолевая разные препятствия. Слоны умеют многое, все трюки строятся на их возможностях. Например, мы научили их ползать, но в природе они делают это сами.
— В работе с женским коллективом есть своя специфика. Как слонихи ведут себя в «критические» дни?
— Они взволнованные, не хотят работать. Конечно, приходится давать отгулы на это время. С физиологией не поспоришь!
— Сколько длится цирковая карьера слона?
— Все зависит от индивидуальных особенностей животного. У нас слон дожил до 82 лет в семье. В природе они столько не живут. «Пенсионера» отдали в зоопарк, потому что наша работа связана с частыми переездами, а это всегда испытание для слонов.
— А слоны много едят?
— В день около 150 кг. В рационе всегда овощи: морковка, свекла, капуста. А пьют слоны около 200 литров воды в день. Спят они лежа. Обычно слону достаточно четырех часов, чтобы выспаться и чувствовать себя бодрым. Но есть любители поспать. Во сне у них слюни текут, как у детей. Бывает, начинается утренняя репетиция, а слон еще досматривает сны. Приходится будить, раскачивать.
— А у вас есть трюк, которого нет нигде?
— Слон стоит на передних ногах в стойке, крутит обручи на хоботе и на задней ноге. Этот трюк отрепетировала моя бабушка Нина Андреевна Корнилова, и он занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Бабушка всегда приходит на репетиции и на кормление животных.
— Можно ли доверять слонам?
— Думаю, что можно. Но они не любят пьяных. Алкоголь вызывает агрессию у человека, животные это чувствуют и отмахиваются хоботом. Лично я слонам верю. Иногда спрашивают, с кем лучше работать: с животными или с людьми? Люди могут улыбаться, а думать совсем другое. Животные всегда искренни в своих отношениях.
— Андрей, а слоны вас любят?
— Я часто задаю себе этот вопрос. В летнее время года мы вывозим их на природу в выходные дни. Слоны сытые, отдохнувшие, их никто ничего не заставляет делать. И там ты можешь понять, как они к тебе относятся. Они подходят и хоботом поднимают тебя в небо.
материал: Надежда Онаверина, Елена Светлова