В сентябре-октябре 1914 года исполнилось 45 лет со времени создания и первого исполнения Четырнадцатой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.
Симфония была впервые исполнена в Ленинграде 29 сентября 1969 г. Московским камерным оркестром под управлением Рудольфа Баршая. В октябре премьера прошла в Москве. Симфония посвящена английскому композитору, другу Шостаковича, Бенджамену Бриттену.
Симфония написана для двух солистов (сопрано и баса) и малого симфонического оркестра (струнные - десять скрипок, четыре альта, три виолончели и два контрабаса и ударные - деревянная коробочка, кастаньеты, хлопушка, там-тамы, ксилофон, колокола, вибрафон, челеста). Необычный состав оркестра, 11 стихотворений, объединенных в 4 части, выбор автором мрачных, связанных с темой смерти стихов Федерико Гарсиа Лорки, Гийома Аполлинера, Райнера Марии Рильке, Вильгельма Кюхельбекера - все это не явилось неожиданным для творчества композитора.
Как он сам говорил, замысел произведения он вынашивал давно и поэтому процесс написания (создания симфонии) занял всего две недели. В это время Шостакович находился в больнице, уже тяжело больной (для того, чтобы держать карандаш в руке ему надо было поддерживать правую руку левой), спешил закончить работу, опасаясь, что не сможет закончить симфонию из-за наступления слепоты, невозможности писать и продолжать работу.
Много лет композитор страдал от неизлечимой болезни и все ухудшавшегося состояния здоровья, но продолжал свой подвижнический труд, создавая все новые гениальные произведения. Мало кто знает и помнит, что композитор до последних дней жизни (умер в 1975 году) вынужден был заниматься делами, отнимавшими драгоценное время и силы от композиторского творчества (несмотря на его неоднократные просьбы, направляемые во власть, освободить от непосильной общественной работы для главного дела жизни - музыки, принять во внимание его слабое здоровье...). Самыми мучительными для него были депутатские обязанности, связанные с чтением многочисленных писем с жалобами избирателей, которые содержали просьбы (крик о помощи) по самым различным бытовым вопросам и трагические судьбы многих и многих людей. Дмитрий Дмитриевич всегда внимательно читал и собственноручно отвечал на каждое письмо, делал все, чтобы помочь, все, что было в его силах.
Документы, письма и история хранят память о сотнях (м.б.,тысячах) людей, кому была оказана помощь Дмитрием Дмитриевичем, о неизвестной, даже многим почитателям творчества Шостаковича, стороне жизни великого композитора и человека.