Мир кино заполонен, забит картинами, захламлен — если не так же, то очень в схожих объемах с литературой – другим искусством показывать. Читать нужно всякое, если пишете. Если нет, то читайте хорошее. Очевидная, но часто забываемая мысль. Для кино те же правила.
Unsplash
Великое, и не слишком, авторское кино, как и литература, практически всегда вне жанра. Удивительно сильно довлеет сложность выбора перед просмотром. Кажется, фильмов девяносто пятой догмы не так и много. Но выбирать из этого немного натужно, нелегко. Ответственность за несовпадение ожиданий с посттиторным удоволствием (в меньшую сторону, когда кино не перекрыло и трети ожидаемого) выест изнутри. И мозг будет ныть, что строкой ниже залегала картина больше, чем гениальная, из хронометража которой ни один кадр не был подвергнут просмотру.
Но существуют универсальные правила подбора, когда на выбор нет времени. Нет тех двух часов взвешенных раздумий над тремя, двумя словами названия. Возможно, и вовсе одним. И может, даже не словом. Допустим, выбрать необходимо по режиссеру и первый попавшийся фильм...
Подход неплох, но не универсален и не гарантирует, что выбран будет условный «Большой куш», а не «Меч Короля Артура».
Второй вариант выбрать – по школе. Хочется смешных советских комедий – перестроечное кино. Хочется острых ракурсов – новая русская волна. Хочется околотеатрального лоска языка – новая французская волна. Хочется странного – фестивальные небольшие кинокартины.
Но все это условно – провалы могут быть везде. Тем не менее, есть одна киноэпоха, где каждый фильм не плох, но и не очень хорош. Та школа, где кинокартины ладные, крепкие, но не ремесло, а все еще искусство. То, что понравится всем. Даже тем, кто любит социальные ролики на ютубе от пацанов про пацанов и жизнь пацанскую.
Cinema du look. Самый надежный выбор, если допустить, что слово надежно применимо к описанию культурной единицы. Советую начать погружение в мир показа вне лишних фраз с заглублением в интеллектуальный дискурс молодых французов из семидесятых с Леоса Каракса и его «Парень встречает девушку». Размеренное, изящное в своей легкой визуальной точности кино. С приятными монологами, отличной рефлексией и хорошей актерской работой. Это тот уровень кино, где отсекается минимум и становится понятно, с чего начинается хорошая работа режиссера. Это тот минимальный ценз, где выше уровнем – гениальность, ниже – смотреть нельзя. Ненапряжная картина, которую можно без чувства стыда за себя пересмотреть.
Cinema du look — прекрасное время французского кино. Камерное, выверенное, легкое. Франция устала от тяготения левых интеллектуалов и выкинула из фильмов лишнее. Осталось только хорошее кино. Все фильмы Cinema du look хороши. Тот самый уровень, после которого начинается гениальность и ниже которого смотреть нельзя.
Егор Сомов