В начале апреля я посетовала при одной даме на то, что международные компании уходят с российского рынка.
— Мещанство! — возмутилась дама. И прибавила что-то о духовности, идеалах и готовности переживать невзгоды ради высокой цели.
Тревогу в те дни вызывала (помимо вещей более очевидных и шокирующих) любая мелочь: опаздывающая электричка или сбой в «Телеграме» казались признаками скорого разрушения привычного уклада. Как грустно шутят в «Твиттере», «горизонт планирования уменьшился до десяти секунд». Опровергает ли это пояснение вынесенный вердикт? Определенно нет. Пыталась ли я за это время пересмотреть свои взгляды? Тоже нет.
Так что назовем этот текст мещанским взглядом на мещанство.
Чтобы заглянуть в историю и изучить истоки происхождения этого явления, есть поисковики, а в них — ссылки на концентрированную критику, скажем, Герцена или Горького. Разве что для контекста можно добавить несколько цитат:
В начале XIX века Виссарион Белинский писал, что мещанство — это середина, которая хуже крайностей. И предлагал начать избавление от мещанских привычек с детей.
Отбросим все рассуждения о боге и истине, которыми Белинский подкреплял свои идеи, и в сухом остатке получим примерно следующее: дети не должны видеть, как предаются порокам их родители. Иначе все дурное (алкоголизм, рукоприкладство etc.) становится для детей нормой, что, в свою очередь, избавляет родителей от возможного осуждения собственными детьми. По-моему, справедливо. Только сомневаюсь, что дерущиеся и пьющие родители так уж беспокоятся о том, как не упасть в глазах детей.
Анатолий Луначарский выделяет два «крыла» мещанства — уверенных в себе, требовательных к себе и другим, жизнелюбивых, и дряблых, бесхарактерных, вечно усталых. А чуть позже Владимир Набоков нелестно высказывался о мещанах и обывателях по меньшей мере трижды. Например:
«Мещанин — это взрослый человек с практичным умом, корыстными, общепринятыми интересами и низменными идеалами своего времени и своей среды».
Звучит… знакомо? обыденно?
Сегодня же о мещанстве размышляют скорее исследователи и философы. Кандидат культурологии и журналист Константин Фрумкин в статье «Загадка мещанства», например, исследует концепт мещанства в русских пьесах. И подытоживает:
«…мещане — это люди, не имеющие опоры ни в народной традиции, ни в высотах образования, но находящиеся на стыке двух мощных культурных стихий. …Культурный багаж мещанина — это одновременно и точка встречи традиций верхних и нижних классов общества, и место умирания и выхолащивания этих традиций».
Я не собиралась проводить сравнительный анализ трансформации мнений насчет мещанства, но невозможно не заметить, как с годами оно утрачивает негативные черты: «мещанство» как черта и порок осталось в пьесах М. Горького, А. Чехова, Н. Островского; теперь мещанин живет в каждом, кто скучает по горячей воде, когда ее нет, по закрывшейся кофейне, по искусственному интеллекту, заботливо собирающему плейлист для поездки на работу.
Предлагаю проверить. Ниже — список черт, приписываемых мещанству, которые встретились мне во время беглого просмотра рассуждений и эссе.
Итак, какой вы мещанин?
По версии Луначарского:
- уверены в себе;
- требовательны к себе и другим;
- жизнелюбивы (а?!);
- бесхарактерны;
- хронически устаете;
- часто нервничаете;
- не испытываете жалости к слабым;
- не разделяете светлых чувств по поводу памятных дат;
- слишком жестоки;
- слишком мягки, «дряблы», чувствительны.
По версии Набокова:
- обладаете практичным умом;
- думаете о собственной выгоде;
- восхищаетесь высшим обществом и стремитесь подражать его манерам и стилю (безуспешно);
- презираете тех, кто менее успешен;
- следуете за общественными вкусами;
- считаете, что искусство может быть непристойным;
- не слишком оригинальны (даже заурядны);
- плохо начитанны.
По версии Екатерины II:
- живете в городе;
- посвятили жизнь науке;
- занимаетесь торговлей;
- работаете руками.
В современных представлениях:
- бездумно соблюдаете традиции;
- не признаете главенство науки;
- работаете в офисе;
- выставляете жизнь напоказ;
- любите пускать пыль в глаза;
- покупаете реплики брендовых вещей;
- покупаете дорогие вещи не по средствам;
- любите качественные вещи и хорошие продукты;
- цените комфорт и уют;
- любите отдыхать.
Само собой, здесь далеко не все признаки мещанства. Главное, что я вынесла из прочитанного в последние дни — продолжить этот список может каждый!
Может быть, вас раздражают люди, которые пишут «вас» с большой буквы? Или называют строчную «маленькой», а прописную «большой»? Радуются встрече со знаменитостью? Следят за новостями? Подвержены влиянию рекламы? Заказывают доставку продуктов курьером? Смотрят российские сериалы? Предпочитают европейское кино? В списке есть недостатки, но в основном это штрихи к портретам живых людей, а не персонажей, их особенности и привычки — лишь об этом говорит его противоречивое разнообразие.
История XX века перемешала социальные слои и сословия. Поэтому приведенные отрывки из эссе больше говорят об авторах, чем о качествах тех, о ком они размышляли. Как и попытки сегодня делить людей на классы, жанры и архетипы.
«Английский герцог может быть столь же вульгарным, как американский пастор, французский бюрократ или советский гражданин», — писал Набоков.
Ну разве он не очарователен в своей аристократичной токсичности?
Вера Бабенко