Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Что такое мещанство?

Чем Набокову и Белинскому не угодила золотая середина

В начале апреля я посетовала при одной даме на то, что международные компании уходят с российского рынка.

Мещанство! — возмутилась дама. И прибавила что-то о духовности, идеалах и готовности переживать невзгоды ради высокой цели.

Тревогу в те дни вызывала (помимо вещей более очевидных и шокирующих) любая мелочь: опаздывающая электричка или сбой в «Телеграме» казались признаками скорого разрушения привычного уклада. Как грустно шутят в «Твиттере», «горизонт планирования уменьшился до десяти секунд». Опровергает ли это пояснение вынесенный вердикт? Определенно нет. Пыталась ли я за это время пересмотреть свои взгляды? Тоже нет.

Так что назовем этот текст мещанским взглядом на мещанство.

Чтобы заглянуть в историю и изучить истоки происхождения этого явления, есть поисковики, а в них — ссылки на концентрированную критику, скажем, Герцена или Горького. Разве что для контекста можно добавить несколько цитат:

В начале XIX века Виссарион Белинский писал, что мещанство — это середина, которая хуже крайностей. И предлагал начать избавление от мещанских привычек с детей.

Отбросим все рассуждения о боге и истине, которыми Белинский подкреплял свои идеи, и в сухом остатке получим примерно следующее: дети не должны видеть, как предаются порокам их родители. Иначе все дурное (алкоголизм, рукоприкладство etc.) становится для детей нормой, что, в свою очередь, избавляет родителей от возможного осуждения собственными детьми. По-моему, справедливо. Только сомневаюсь, что дерущиеся и пьющие родители так уж беспокоятся о том, как не упасть в глазах детей.

Анатолий Луначарский выделяет два «крыла» мещанства — уверенных в себе, требовательных к себе и другим, жизнелюбивых, и дряблых, бесхарактерных, вечно усталых. А чуть позже Владимир Набоков нелестно высказывался о мещанах и обывателях по меньшей мере трижды. Например:

 
 

«Мещанин — это взрослый человек с практичным умом, корыстными, общепринятыми интересами и низменными идеалами своего времени и своей среды».

 
 

Звучит… знакомо? обыденно?

Сегодня же о мещанстве размышляют скорее исследователи и философы. Кандидат культурологии и журналист Константин Фрумкин в статье «Загадка мещанства», например, исследует концепт мещанства в русских пьесах. И подытоживает:

 
 

«…мещане — это люди, не имеющие опоры ни в народной традиции, ни в высотах образования, но находящиеся на стыке двух мощных культурных стихий. …Культурный багаж мещанина — это одновременно и точка встречи традиций верхних и нижних классов общества, и место умирания и выхолащивания этих традиций».

 
 

Я не собиралась проводить сравнительный анализ трансформации мнений насчет мещанства, но невозможно не заметить, как с годами оно утрачивает негативные черты: «мещанство» как черта и порок осталось в пьесах М. Горького, А. Чехова, Н. Островского; теперь мещанин живет в каждом, кто скучает по горячей воде, когда ее нет, по закрывшейся кофейне, по искусственному интеллекту, заботливо собирающему плейлист для поездки на работу.

Предлагаю проверить. Ниже — список черт, приписываемых мещанству, которые встретились мне во время беглого просмотра  рассуждений и эссе.

Итак, какой вы мещанин?


По версии Луначарского:

  1. уверены в себе;
  2. требовательны к себе и другим;
  3. жизнелюбивы (а?!);
  4. бесхарактерны;
  5. хронически устаете;
  6. часто нервничаете;
  7. не испытываете жалости к слабым;
  8. не разделяете светлых чувств по поводу памятных дат;
  9. слишком жестоки;
  10. слишком мягки, «дряблы», чувствительны.

По версии Набокова:

  1. обладаете практичным умом;
  2. думаете о собственной выгоде;
  3. восхищаетесь высшим обществом и стремитесь подражать его манерам и стилю (безуспешно);
  4. презираете тех, кто менее успешен;
  5. следуете за общественными вкусами;
  6. считаете, что искусство может быть непристойным;
  7. не слишком оригинальны (даже заурядны);
  8. плохо начитанны.

По версии Екатерины II:

  1. живете в городе;
  2. посвятили жизнь науке;
  3. занимаетесь торговлей;
  4. работаете руками.

В современных представлениях:

  1. бездумно соблюдаете традиции;
  2. не признаете главенство науки;
  3. работаете в офисе;
  4. выставляете жизнь напоказ;
  5. любите пускать пыль в глаза;
  6. покупаете реплики брендовых вещей;
  7. покупаете дорогие вещи не по средствам;
  8. любите качественные вещи и хорошие продукты;
  9. цените комфорт и уют;
  10. любите отдыхать.

Само собой, здесь далеко не все признаки мещанства. Главное, что я вынесла из прочитанного в последние дни — продолжить этот список может каждый!

Может быть, вас раздражают люди, которые пишут «вас» с большой буквы? Или называют строчную «маленькой», а прописную «большой»? Радуются встрече со знаменитостью? Следят за новостями? Подвержены влиянию рекламы? Заказывают доставку продуктов курьером? Смотрят российские сериалы? Предпочитают европейское кино? В списке есть недостатки, но в основном это штрихи к портретам живых людей, а не персонажей, их особенности и привычки — лишь об этом говорит его противоречивое разнообразие.

История XX века перемешала социальные слои и сословия. Поэтому приведенные отрывки из эссе больше говорят об авторах, чем о качествах тех, о ком они размышляли. Как и попытки сегодня делить людей на классы, жанры и архетипы.

 
 

«Английский герцог может быть столь же вульгарным, как американский пастор, французский бюрократ или советский гражданин», — писал Набоков.

 
 

Ну разве он не очарователен в своей аристократичной токсичности?

 

Вера Бабенко

429


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95