Основное сейчас – программа по развитию памяти. Чем больше читаю книг на эту тему, тем яснее понимаю, что никто не знает, как развивать память, какие рецепторы действуют, почему один человек запоминает материал легко и свободно, а другой повторяет-повторяет, а в голове ничего не остаётся.
Вот надо мной можно смеяться: помню, мне невероятно понравилась фраза «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Фраза принадлежит Андрею Вознесенскому. Блистательно сказано: точно, ёмко, образно.
Я записал. Неделю учил – и не мог выучить. Но сейчас эта фраза накрепко засела в моей голове, и я всегда могу её использовать.
Или другая фраза: «Я отвечаю за то, что говорю, но не отвечаю за то, что вы слышите». Всё правильно, точно, я сам так сказал – и я же не могу этого запомнить, ну не смешно ли?
Каждый раз, когда готовлюсь к той или иной лекции, я должен заново написать конспект. Дать строчку из анекдота, а лучше две: начальную и финальную. Точно выписать все даты, имя и фамилию человека, которого я собираюсь цитировать. Просмотреть конспект перед выступлением и обязательно держать в руках при чтении лекции.
Если я забуду конспект дома (такое пару раз случалось) – у меня может сорваться лекция.
Вот, скажем, Джон Локк, известный английский публицист, философ, мыслитель, произнёс однажды: «От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа». А когда родился Джон Локк? Я знал, но каждый раз забываю и должен лезть в интернет, чтобы ещё раз записать даты рождения и смерти (1632-1704).
Джон Локк
Я смотрю на этот портрет, и Джон Локк становится мне близок, дорог и понятен. Триста лет назад он говорил то, о чём я думаю сегодня. И триста лет назад Джона Локка не понимали. Он пробивал свои идеи и не мог пробить.
И сегодня Джон Локк помогает нам. Куда мне до этого великого мыслителя? Он жил, трудился, несмотря ни на что и вопреки всему. И я не буду огорчаться, злиться, а продолжу то, чем занят уже не одно десятилетие.
Сохранение памяти человека и её развитие – одна из глобальных проблем. Если мы научимся поддерживать память, то решим таким образом многие проблемы обучения, образования, развития науки.
Я на себе испытал многие трудности, связанные с забывчивостью. Мелькнёт у меня в голове та или иная мысль и даже родится фраза, но может пройти секунда, две – начало помню, а финал нет.
Знаю людей, которые способны сразу запомнить пять-шесть фраз: один раз им скажешь, и они сразу могут за тобой повторить.
Если у меня получится сделать для себя программу по развитию памяти (а я над своей памятью всё время работаю), то, конечно, все, кто будет по ней заниматься, достигнут в этом успеха.
Вот несколько общих советов (я их буду использовать в программе).
Во-первых, стихи. Их надо учить по строчке, по куплету, записывать по памяти. Если переписать стихотворение пять, десять, сто раз – то оно может запомниться.
Надо приучать человека запоминать, не запоминая, то есть не ставить такой задачи – запомнить. Пусть просто перепечатывает стихи, начитывает, и фиксирует, когда строчки начнут появляться сами, на автомате.
Память развивает прослушивание музыки и запоминание мелодий.
В программе можно использовать названия лекарств. Вот, скажем, есть такое лекарство – ципролет, сильнодействующий антибиотик. Мы его сообщили ученику, и через три дня просим повторить.
Иногда давать (кроссвордный подход) только начальную букву и финальную, скажем, ц……т. Вместо точек надо вставить нужные буквы.
Ну и, конечно, мнемотехника, когда одно слово (предмет) помогает перейти к другому и вспомнить его.
Долго я не мог запомнить слово «базилик». Просто мучился: просыпаюсь ночью, хочу вспомнить – и не могу. И только когда выстроил цепочку база – базель – синяя травка – «ба» кричит кто-то, зе –зело – зелик – зелик – телик. Для любого другого человека это абракадабра и бессмыслица, а для меня. Важно, чтобы каждый человек находил свои приёмы, свои слова, они у всех индивидуальны.
Базилик на самом деле не синего цвета, у него бывает коричневый отлив, но у меня он почему-то ассоциировался с синим цветом.
Знаю, программу сделаю. Тяжеловесным окажется курс, скучным поначалу – но постепенно придумаются смешные ассоциации, появятся трогательные слова, будут использованы полезные термины, будут заучиваться хорошие стихи. Всё это пойдёт под сопровождение отличной музыки, а в результате будет запоминаться.
Самое главное – что я не буду просить запоминать, скорее наоборот, скажу: только не запоминайте, не ставьте перед собой эту задачу. Погружайтесь в атмосферу, и запомнится само.
Понимаю, необходимо провести серьёзную исследовательскую работу. Нужно пригласить человек восемь-десять отличных психологов, физиологов, нейрофизиологов, и провести, может быть, не одну сотню экспериментов.
Для всего этого потребуются деньги. Где их взять? Заработать. А вот тут и загвоздка. В нашей стране заработать деньги сложно.
Казалось бы, «Соло на клавиатуре» должно приносить бешеный доход – а нас как воровали, так и воруют.
Казалось бы, все учреждения, от администрации президента до похоронного бюро и жилконторы должны быть заинтересованы в том, чтобы научить всех своих сотрудников набирать слепым десятипальцевым методом, а для этого необходимо закупить нашу программу.
Руководители не понимают необходимости и полезности слепого десятипальцевого набора. Они выслушивают меня, кивают головой, формально соглашаются, а про себя думают: «Ну правильно, не хватало только во время работы обучать людей слепому набору».
Эту брешь пробить сложно – но реально. Нужно запастись терпением.
Понимаю, я нуден, однообразен, скучен и примитивен.
Но при всем этом своего добиваюсь и добьюсь.
Сегодня долго говорил с Евгением Алексеевичем Никитиным. Мы с ним читали тексты для «Учимся говорить публично».
Вечером диктовал Елене Анатольевне письма, разработку и вставки в программу «Учимся говорить публично».
Сделал в два раза меньше, чем хотел бы, но я уже привык и спокойно отношусь к тому, что не успеваю реализовать всё задуманное.
А пока посмотрю на лица учеников - лица тех, кто меня понимает. Как хорошо, что такие люди есть!
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P.S. Ничего, я добьюсь, что и министерство обороны, и ФСБ, и администрация президента, и кабинет министров начнут учить своих сотрудников слепому методу набора, а потом и пройдут курс «Учимся говорить публично». Куда они денутся.
«Кто никогда не совершал безрассудств, тот не так мудр, как ему кажется».
Франсуа де Ларошфуко (1613-1680), герцог, французский философ и писатель