Сегодня я хочу рассказать про традиционный адыгский костюм. Он передавался из поколения в поколение и тесно связан с историей самого народа. Он служил важным источником для изучения материальной культуры, общественного и семейного быта, а также других важных аспектов истории народа. Орнамент на костюмах, как проявление художественного творчества, рассказывает и «показывает» многое: возрастные, социальные, этнические различия, положение женщины и мужчины в семье и обществе, эстетические вкусы народа, а также исторические связи с другими народами.
фото: Мадина Хат
В качестве примера расскажу про одно фото, на котором была запечатлена горянка в национальном платье с воланами на рукавах и пришитыми к локтям лепестками, которые были полностью вышиты золотом. Читая, Вы, наверняка, недоумеваете, какая же во всем этом связь?
Так вот, воланы в один, два, а иногда и в три ряда на рукавах носили только абазинские женщины. А вышитые, свисающие, лепестки — ввели в моду женщины Кабарды. Тем самым удалось установить, что девушка на архивном фото была абазинского происхождения, но в тоже время была кабардинской невесткой. А количество рядов воланов и лент на головном уборе поведало нам о том, что девушка являлась княжной и по происхождению, и по новому статусу.
И вот, казалось бы — просто костюм. А глядя на него, не сложно установить семейное положение, национальность, статус, регион проживания. Чего, конечно, в современных реалиях мы с вами с легкостью сделать не сможем.
Полный комплект женской одежды состоял из нижней рубахи, штанов, короткого кафтанчика, платья, теплой зимней одежды, головного убора и кожаного пояса с декоративными элементами. Обязательным аксессуаром был кожаный пояс (праздничное платье обычно дополняли поясом, который полностью был выполнен из серебра) с декоративными элементами. Орнамент наносился преимущественно на платье и кафтанчик, при этом использовались серебряные или просто различные по цвету нити.
Традиционная верхняя мужская одежда адыгов — черкеска, не изобилует декоративными элементами. Единственными элементами, на которые стоит обратить внимание, являются газыри, которые в прошлом имели преимущественно практическое значение, так как служили для хранения зарядов огнестрельного оружия. Возможно, появление газырей сделало орнаментальную вышивку излишней, и они заняли ее место на черкеске. Описание самой верхней мужской одежды, за исключением съемных аксессуаров, как почти лишенной декоративных элементов, актуально для относительно недавнего периода в истории Черкесии.
Огнестрельное оружие получило широкое распространение на Северо-Западном Кавказе только в XVIII веке. В это время появились и газыри. Они стали неотъемлемой частью черкески, символизируя ее мужественный дух. К концу XIX века черкеска стала одеждой для особых случаев, а не для повседневной носки. И газыри на ней размещались уже для декора, как дань памяти классической черкеске.
Точно также, как по воланам на рукавах или лентам на шапке у девушки можно было узнать большую часть ее биографии, у мужчин «говорящим» атрибутом гардероба был пояс. На Кавказе он позволял определить возраст и статус человека. Практически всегда пояс к черкеске был изготовлен из кожи, но у пожилых людей иногда встречались пояса из шелка или холста. Тонкий кожаный пояс играл важную роль в адыгском национальном костюме, на нем размещался орнамент, украшенный железными, медными или бронзовыми пряжками и бляшками размером с монету или меньше. Орнамент обычно наносился чеканкой, но адыгские мастера также владели искусством гравировки.
Стоит отметить, что украшались обычно праздничные пояса, а простые люди надевали их только в особых случаях. Однако без пояса человек обычно не носил верхнюю одежду. Пояс выполнял функцию карманов или разгрузочного жилета. На него можно было подвесить небольшие кисеты для хранения огнива, трута, пуль и других мелких предметов, а также кавказский кинжал, который был не только оружием, но и статусным атрибутом свободного человека. В боевое время кинжал дополняли пистолет и шашка.
Иногда люди надевали сразу два пояса, если перемещались с большим количеством атрибутов. При этом пояса не должны были затруднять движение или издавать раздражающие звуки.
фото: Мадина Хат
Хочу отдельно уделить внимание нашему традиционному орнаменту. Изделия высокого качества с древних времен попадали в Черкесию с Черноморского побережья, которое, начиная с конца XV века, находилось под контролем Турции. Линия преемственности такова: арабский орнамент — турецкий орнамент — адыгский орнамент. Последний отличается меньшей абстрактностью, хотя в нем также присутствуют природные объекты, отраженные в художественных образах.
Симметрия часто не соблюдается, что характерно для природы. Среди изображенных предметов встречаются рога животных, целые крупные звери, стволы деревьев, что отсутствует в турецком и, особенно, в арабском орнаменте. Растительные мотивы угадываются в большинстве рисунков. Это знак проявления любви адыгов к щедрой природе родного края.
В адыгском орнаменте можно увидеть символические изображения, которые в современных изданиях трактуются как ведические символы солнца, плодородия и т. д. В некоторых узорах имеются стилизованные изображения свастики — четырех-, шести- и восьмиконечные, серповидные и т. д. Хотя эти знаки обычно являются частью общего сюжета рисунка и сливаются с другими линиями, их все же можно узнать. Встречается и другой древний знак, символизирующий плодородие через слияние женского и мужского начала — шестиконечная звезда. Кроме растительных, животных или тератологических мотивов, в адыгском орнаменте присутствуют и геометрические фигуры, обычно симметрично сгруппированные. Они крупнее арабских, форма сразу определяется. Но их символическое происхождение определить трудно. Скорее всего, оно было давно забыто, и художники воспроизводили их, изменяя и дополняя, не вкладывая в них какой-либо глубокий сакральный смысл, а просто руководствуясь своим эстетическим ощущением.
Закончить свою статью я хочу фразой знаменитого маэстро, выдающегося сына адыгского народа — Юрия Хатуевича Темирканова: «Наше одеяние было настолько выдающимся, что впервые за всю нашу с вами историю, мы одели в свои черкески своих врагов, и они в них гордо щеголяли», — из интервью на YouTube-канале «Культурная революция».
Алина Дзыба