Если вы попросите человека, так или иначе знакомого с Кавказом, описать девушек-горянок, абсолютно каждый из рассказчиков первым делом ответит вам: «Скромные!», но никогда не скажет этого про мужчин.
Я не могу оставить этот вопрос без своего комментария, так как спустя время эта черта характера — скромность — «приобрела» совершенно не тот смысл и не то толкование, что люди вкладывали в него изначально.
фото от автора
Сегодня слово «скромный» у большинства ассоциируется с такими синонимами, как «тихий», «неприметный», иногда даже «бесхребетный» и «беззащитный», что абсолютно неверно, неправильно, и фактически произошла некая подмена понятий.
Как до этого дошло — для меня остается загадкой.
На Кавказе (и абсолютно везде за его пределами, на минуточку) скромность испокон веков обозначала сдержанность, величественность, безмерную силу и твердость духа, которую заключали жители этих неприступных земель в своем взгляде вне зависимости от того, джигит это был или горянка.
Женщина любого народа — это неиссякаемый источник силы, благородства и самоотверженности.
Именно женщины являются хранительницами традиций и обычаев.
Именно женщины растят новые поколения, вкладывая и развивая в них определенные ценности.
Сегодня из всех утюгов только и слышно: «Женщина должна быть скромной!», и такого рода комментарии, как правило, направлены в адрес сильных и успешных личностей, которые занимаются своим делом, творчеством и достигают хороших результатов. В какой-то момент общество решило, что скромность и застенчивость тождественны, приготовлены из одних и тех же ингредиентов.
Любимый аргумент таких «доброжелателей»: «...а вот раньше было иначе, раньше такого не было!»
И ведь действительно раньше такого не было.
Раньше не было социальных сетей, где каждый мог высказать своё «очень важное» и «крайне нужное» мнение по тому или иному поводу. О своём недовольстве приходилось заявлять человеку прямо в глаза и делать это максимально корректно, так как за неправильное слово или действие тебя попросту могли исключить из общины, изгнать из родного дома с позором. И тут я немного удивлю современного читателя: изгоняли мужчин, а не женщин. Ведь каким бы не был проступок — большая ответственность всегда возлагается на мужские плечи. Хотя сегодня мы с вами наблюдаем абсолютно полярную картину.
Сегодня горец не считает удивительным и неприемлемым для себя «дать совет сестре из своего народа/веры». Аргументируя свою позицию тем, что он болеет за красоту и воспитание нации и все его слова несут благо.
И снова я возвращаюсь к «а вот раньше такого не было». Да, не было! Раньше даже дать совет посторонней женщине — было крайне оскорбительным поступком, способным вызвать насмешки и презрение со стороны других мужчин.
Мне повезло: я ещё застала поколение настоящих горцев. С ними связаны мои самые тёплые воспоминания из детства в ауле. Помню, что старейшина моего рода, который каждый раз, когда маленькая я вбегала в комнату, вставал со стула, дрожа и опираясь на трость, приветствовал меня словами: «Наша самая красивая».
Вспоминаю соседского дедулю, который всегда вставал с лавочки у своего дома и шёл мне на встречу, приговаривая: «Наша соседская красавица».
Их давно нет в живых, но их поступки и отношение ко мне навсегда отпечатались в сердце и памяти.
Такое отношение ко мне в раннем детстве и сформировало определенные ожидания и требования к жизни.
Относитесь с почтением к женщинам, и они будут по-настоящему скромными, сдержанными и сильными. А стеснительных жизнь, увы, не любит.
Подлинная скромность горянок заключается в непоколебимой силе духа, сдержанности и величественности.
Алина Дзыба