Тем, кому предстоит сдавать экзамены на будущий год, полезно выучить еще один урок кампании года нынешнего. Речь идет о вопросах, вызвавших наибольшие затруднения у экзаменуемых.
Математика: «Шел человек рассеянный...»
— Основные сложности в ЕГЭ по математике 2012 года, — заявил «МК» руководитель соответствующей предметной комиссии Иван Ященко, — связаны, во-первых, с неумением читать условия задачи, а во-вторых, с простейшими ошибками из-за невнимательности и неумения проверять свои ответы. Более того: ошибками по невнимательности в этом году пестрели работы не только слабых участников экзамена, но и сильных. Отсюда — относительно малое количество 100-балльников при росте числа работ, которым для наивысшего результата не хватило какой-нибудь пары баллов.
В самом деле, анализ, проведенный предметной комиссией, подтвердил: вопреки всем опасениям с заданием на теорию вероятностей ребята справились блестяще — его сделали 80% школьников. Многие реальные претенденты на высшую, 100-балльную оценку полностью решили самую трудную часть «С». Но перед тем насажали глупых ошибок в первой, самой легкой части задания. И не получили того, чего по большому счету заслуживали.
То же и с работами более слабых детей. Первую, самую простую задачку они решили хуже, чем более сложную. Например такую: «Поезд отходит от вокзала пункта А в 20.52 и приходит в пункт В в 16.40 следующего дня. Сколько времени проводит поезд в пути?» Казалось бы, чего проще? Однако эту задачу не смог правильно решить каждый десятый выпускник школы, включая тех, кто легко справился с логарифмами!
Неумение решать простейшие задачки, руководствуясь здравым смыслом, обернулось в этом году ростом количества «двоек» по математике (до апелляций и пересдач, с учетом выпускников прошлых лет — 9% от общего числа сдающих).
Математика, собственно, и должна приводить в порядок ум, учить правильно читать и понимать условия задачи, а потом проверить полученный ответ. Так что к ЕГЭ по этому предмету надо готовиться правильно! Родители и репетиторы не должны заставлять детей тупо решать все задачи подряд. На завершающем этапе надо сосредоточить выпускника на том, что он умеет делать. И обязательно научить его включать здравый смысл!
Русский язык: Читаю и пишу со словарем
— В 2012 году экзамен сдавали около 830 тыс. человек, и его результаты в целом сопоставимы с результатами предыдущих лет, — рассказала «МК» глава предметной комиссии по русскому языку Ирина Цыбулько. — Так, минимальную границу не преодолели 3,7% выпускников (для сравнения: в 2010-м — 3,7%, 2011-м — 4,1%). Незначительно возросло количество экзаменуемых, набравших 100 баллов: в этом году их процент составил 0,23 (в 2011 — 0,19%).
Если же говорить о том, какие задания вызвали особые затруднения у сдающих экзамен, то следует в первую очередь отметить задания, проверяющие сформированность навыков аналитической работы со словом и текстом. Так, слабо усвоенными остаются разделы, связанные с комментарием основной проблемы текста (45% выполнения), а также с выражением собственного мнения о прочитанном (43% выполнения). По-прежнему беспокоит орфографическое и пунктуационное оформление создаваемого выпускниками текста. Лишь 36% экзаменуемых пишут без орфографических и 52% — без пунктуационных ошибок. Есть проблемы и с соблюдением грамматических норм в письменной речи: только 50% выпускников написали сочинение без грамматических ошибок.
По данным специалистов, наибольшие затруднения у выпускников вызвали задания по синтаксису — разделу, в рамках которого изучаются словосочетания, предложения и правила их построения. Средний процент выполнения заданий базового уровня здесь 55%, высокого уровня — 36%. Низок и процент выполнения заданий части 2, проверяющих сформированность лингвистической компетенции в области словообразования (57% выполнения), речеведения (56%) и особенно морфологии — 42%.
Можно предположить, подчеркнула Цыбулько «МК», что «выявленные методические просчеты в обучении русскому языку связаны с игнорированием ключевой роли планомерной работы по развитию и совершенствованию всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения) в их взаимосвязи».
Другой причиной невысокого уровня практической грамотности, по ее словам, является падение у молодого поколения интереса к чтению: «С современными детьми говорить о литературе надо иначе! Необходима современная концепция литературного образования, ориентированная на поколение, владеющее Интернетом. Опасно подходить к литературе как к предмету, по которому достаточно «накопить знания, умения и навыки».
Физика: Число 100-балльников сократилось в пять раз
Разобравшись с основными сложностями, подстерегавшими выпускников при сдаче обязательных предметов, посмотрим, с чем они столкнулись, сдавая предметы по выбору. Взять хотя бы ЕГЭ по физике — второй по популярности в этом году и необходимый для поступления на большую часть инженерных специальностей.
По данным Рособрнадзора, физику этим летом сдавали более 206 тыс. выпускников. Не справились с заданиями более 12,5% участников экзамена. 100 баллов получил 41 человек. А это — в пять раз меньше, чем в 2011 году! Результаты, мягко говоря, не блестящие — даже с учетом того, что минимальный порог, свидетельствующий о сдаче предмета, был повышен по сравнению с прошлым годом и установлен на уровне 36 баллов.
Наибольшие затруднения у выпускников, по данным предметной комиссии, вызвали качественные вопросы на объяснение физических явлений и процессов. Так, проблемы, уточнила руководитель Федеральной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ по физике Марина Демидова, «отмечаются в усвоении отдельных элементов молекулярно-кинетической теории, электростатики и волновой оптики».
Хуже того. Уверенно решают задачи повышенного и высокого уровня сложности не более четверти участников экзамена, констатировала она. Так что нам остается надеяться, что после окончания вуза именно эти ребята, а не другие три четверти будут проектировать наши корабли, самолеты и гидротурбины, строить здания и мосты и запускать космические корабли. Аминь.
материал: Марина Лемуткина