В 1474 году в Московское царство возвращались два соотечественника — один купец, другой боярин. Первого звали Афанасий Никитин, второго — Семён Толбузин. Один вёз записки о странствиях по Индии, другой — итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти.
Никитин не доехал, умер в дороге где-то под Смоленском. Его рукописи сохранили спутники, тоже купцы, возможно, те самые, которых в начале в путешествия он вытащил из плена даргинцев, дагестанского народа. В рукописях Никитин сообщал, что в Индии 84 веры, все сводятся к некому Буду, он же — Адам, что же до торговли, она не удалась, единственное — продал жеребца, правда, тоже с убытком. На реках и в морях много разбойников, спасался чудом. Торгуют перцем да красками, при этом грудь у всех оголена.
Толбузин доехал успешно. Аристотеля Фиораванти ангажировали в Москву, чтобы он достроил Успенский собор. в 1472 году Иван III и Софья Палеолог в нём повенчались, но после этого случилось землетрясение, которое его частично разрушило. Некоторые юродивые говорили, что причиной тому была Софья, ведь она была униаткой, дружила с итальянцами и греками. Появление Фиорованти вызвало новые кривотолки.
«Посол Иван Фрязин вручает Ивану III портрет его невесты Софьи Палеолог», В. Муйжель. Источник: wikipedia.org.
Православно-католическая уния — это идея, возникшая после падения Константинополя в 1453 году. Она заключалась в том, чтобы объединить православную и католическую веру под общей властью папы римского. Поскольку Софья, после захвата Константинополя турками, с семьёй переехала в Италию и оказалась под защитой папы римского, такая тень на неё пала.
Приблизительно в тот момент, когда Фиораванти закончил строительство Успенского собора, в Италии появился Савонарола — монах, боровшийся с тенденциями новых времён. В частности, он устроил так называемый «костёр тщеславия», в который призвал бросать светские предметы роскоши, включая картины и книги. По легенде, пару своих картин на мифологические сюжеты в этот огонь бросил художник Сандро Боттичелли.
Всё это происходило в окрестностях родины Аристотеля. Он родился в Болонье, Савонарола обретался как раз там и в соседствовавшей с ней Флоренции. Окончив работу, Аристотель уже собирался возвращаться, но Иван III не отпустил его, а потом даже удерживал за решёткой. Освободил, когда понадобилась его помощь в инженерных работах в походе на Казанское ханство.
Афанасий Никитин, возвращаясь в 1474 году из Индии через Феодосию, застал последние дни итальянского нахождения в Крыму. Генуэзская республика владела несколькими торговыми факториями в тех местах — в частности, в Феодосии и на Таманском полуострове. Аристократический род Гизольфи уже испытывал наступление турков и потихоньку уходил. Захария Гизольфи написал письмо Ивану III с просьбой принять его в Москве, но ответа не получил. Генуэзцы ему тоже не помогли. Он остался служить при крымском хане Менгли-Гирее, в этот момент ещё существовавшем независимо, но вскоре перешедшем в вассальную зависимость от Османской империи.
У Ивана III и Софьи Палеолог родился сын по имени Василий, который потом родил Ивана IV Грозного. В такой атмосфере начинался XVI век в Московском царстве.
Другие тексты рубрики «Чтобы вы знали»:
-
Как французский приватир едва не открыл Австралию в XVI веке
Гийом Ле Тестю видел казуаров и чёрных лебедей. Помимо них, он видел также сатиров, василисков, змей величиной 200 метров, людей без голов и людей с пёсьими головами. Всё это он указал в записках о том месте, которое, предположительно, могло быть Австралией... -
Как гелий используют в подводном плавании
Гелий — это инертный газ. Инертные газы также называют «благородными». Они не имеют запаха и вкуса, бесцветны и прозрачны... -
Зачем голландцы зимовали на Шпицбергене в XVII веке?
Мы уже писали про Нидерландскую революцию и какое она оказала влияние на развитие голландского мореходства. Помимо основания компаний в Ост-Индии и Вест-Индии, голландцы также отправились на Север. Там они упёрлись в архипелаг Шпицберген, результатом чему стало поселение под названием «Смеренбург»...