Несколько лет назад я была в океанографическом музее. Посетителей было немного, всего несколько человек ходили по огромному залу и рассматривали экспонаты в витринах и на стенах.
И вдруг зазвучала музыка. Необыкновенная, зовущая. Из соседнего зала.
И все поспешили в этот зал, где под потолком были развешаны скелеты огромных морских животных. И остановились на пороге.
Потому что всё поглотила музыка – музыка моря.
Мы ощущали волны, бьющиеся о борт, порывы ветра, штормовые тучи, казалось, волны уже накатываются на нас... И потом вдруг затишье, спокойствие... и снова ожившие волны, ветер, буйство морской стихии...
В согласии с музыкой менялось освещение зала – переливы разных цветов, их сочетания, блики...
А потом музыка закончилась. И вернулась обычная тишина музея.
Мне было очень интересно, что за музыка звучала. Но спросить было не у кого – в зале находились только посетители, ошеломленные этим чудом.
Так мы и вернулись домой – с яркими впечатлениями и неразрешенной загадкой.
А совсем недавно я смотрела передачу Артема Варгафтика из серии «Партитуры не горят» о Клоде Дебюсси и его симфоническом произведении «Море». И когда зазвучала музыка, ко мне вернулось то самое ощущение моря, которое возникло в музее.
Потом я прослушала эту симфонию целиком. Конечно, я не помню музыку, прозвучавшую несколько лет назад, но я помню свои впечатления, ощущения. И теперь уже не сомневаюсь – это было «Море» Клода Дебюсси.
Так удивительно нашелся ответ на давно возникший вопрос.
И еще одно чудо – «Море» в исполнении оркестра под управлением Клаудио Аббадо.
Этот оркестр был собран из лучших музыкантов мира на фестивале в Люцерне в 2003 году. И совсем недавно в интервью выдающейся виолончелистки Наталии Гутман я прочитала о ее участии в этом концерте в качестве оркестранта. Вот запись этого исполнения:
Алла Азарх